Кратко о статье: История шведского журнала Nova science fiction. Братья по разуму Люди, которые любят фантастику, живут по всему земному шару, так что и посвященных этому жанру журналов, телеканалов, фэнтези существует не один десяток. В это рубрике МФ будет рассказывать о своих коллегах со всего света.
Журнал: Nova science fiction Страна: Швеция Год основания: 1982 Тираж: неизвестен Периодичность: ежеквартально Сайт: www.replik.se/novasf | На прошедшем в феврале в итальянском городе Фьюджи «Евроконе» лучшим фантастическим журналом Европы был назван шведский Nova SF. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите вместе слова «фантастика» и «Швеция»? Кроме сатирического триллера «Гибель 31-го отдела» матёрого детективщика Пера Валё да детских сказочно-фантастических повестей Астрид Линдгрен, как-то ничего и не вспоминается. Между тем, фантастика в Швеции имеет довольно глубокие корни. К примеру, одним из первых жанровых журналов в мировой истории был именно шведский Stella, выходивший в 1886—1888 годах. Впрочем, серьезного развития шведская фантастическая литература в те времена так и не получила, оставаясь чисто локальным явлением. Первым заметным произведением, обретшим международную известность, оказалась антиутопия «Каллокаин» Карин Бойе (1940). В том же году шведы отличились еще раз — впервые в мире там начал печататься фантастический еженедельник Jules Verne-magasinet, который, кстати, выходит до сих пор (сейчас, правда, он появляется с интервалом раз в два месяца).  | Джон-Генри Хольмберг и его трудное детище: тогда и сейчас. | После Второй мировой войны светочем в мире шведской фантастики оказался журнал Häpna!, специализировавшийся в основном на переводах англоязычной классики. Впрочем, место на страницах журнала находилось и для своих авторов. А в середине 1960-х в стране грянул настоящий фантастический бум — достаточно сказать, что в Швеции выходили тогда сразу 4 жанровых журнала. Шведская фантастика оказалась по-своему уникальным явлением, избежав заключения в «гетто» массовой культуры и став законной частью так называемого «мэйнстрима». В Швеции не было противопоставления высокохудожественной фантастики и коммерческого чтива: местные авторы держали планку высоко. К примеру, Харри Мартинсон, написавший поэму о путешествии звездолета Aniara, спустя какой-то десяток лет получил Нобелевскую премию по литературе. Впрочем, такое положение дел имело свою оборотную сторону — многие шведские фантасты, переводимые за рубежом, проходят по другому ведомству. К тому же этот шведский язык такой трудный... Исключение составил разве что Сам Люндваль, который многие свои книги изначально писал по-английски — и стал звездой международного класса. Несмотря на высокое качество текстов, тиражи шведских фантастов на родине крайне невелики — к тому же, две трети выпускаемой там НФ и фэнтези приходится на переводные издания. Нынешний триумфатор Nova Science Fiction возник уже на обломках шведского фантастического чуда: издательство Laissez Faire Produktion AB освоило его выпуск в 1982 году под руководством Джона-Генри Хольмберга и Пера Инсуландера. Проект не заладился с самого начала. Вскоре редактором стал Арвид Энгхольм — не помогло. 120-страничный журнал, где печатались в основном тексты и критика, выходил крайне неравномерно — за 6 лет всего лишь 21 номер. После редакторской чехарды (за главного вновь стал Хольмберг) под занавес 1987 года журнал прекратил свое мучительное существование. «Второе пришествие» случилось в 2004 году, когда за выпуск обновленной «Новы» взялось издательство Gafiac produktion HB. Редакционное кресло вновь занял Хольмберг — видная фигура шведской фантастики: писатель, критик, издатель, переводчик. Основное место в журнале занимают литературные произведения. Диапазон авторов, чьи романы, повести и рассказы появлялись на страницах реанимированного журнала, довольно широк: Айзек Азимов, Рэй Брэдбери, Харлан Эллисон, Джо Холдеман, Чарльз Шеффилд, Роберт Сильверберг, Пол Андерсона, Клиффорд Саймак, Майкл Суэнвик и многие другие знаменитые иностранцы. Печатаются и шведские авторы — Деннис Линдбом, Стуре Линнерстранд, Бертиль Мертенссон, Берье Крона, Свен Кристер Сван. Более всего журнал похож на наш «Если» — основное место занимают литературные произведения, имеются также критические эссе, статьи, рецензии, новости. Достоин ли журнал звания «лучшего в Европе»? Почему бы и нет? По крайней мере, в Швеции лучшего НФ-журнала не найти. |