Google+
ROBERT DOWNEY МИРЫ. X-FILES: СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАЙДЗЮ Forgotten Realms: Литературный цикл «Забытых королевств»
Версия для печатиВрата Миров: Реальные города в фантастике
Кратко о статье: Открытки из будущего: как выглядят реальные города в фантастике, дела и заботы их жителей, проблемы и перспективы развития: от пятисотэтажных небоскрёбов до ядерного холокоста. Часть первая с перспективой продолжения.

Район № 9

Реальные города в фантастике

Уединение нужно искать в больших городах.

Рене Декарт

Как будет выглядеть ваш город в будущем? Взгляните на старые фотографии. Ещё несколько десятилетий назад автомобилей на улицах почти не было. На месте сегодняшних многоэтажек зияли пустыри. Там, где сейчас располагается оживлённый перекрёсток, стоял автомат с газировкой. А если вы вдруг перенесётесь на полвека вперёд, то легко заблудитесь даже в родном районе. Большинство городов, где живут наши читатели, не увековечены в мировой фантастике  — если, конечно, это не известные мегаполисы. По их улицам мы сегодня и пройдёмся.

Нью-Йорк

Футурама

Нью-Нью-Йорк 31 века.

Давайте начнём с чего-нибудь весёлого. Например, Нью-Нью-Йорк из «Футурамы». Мегаполис 31 века, построенный на развалинах старого Нью-Йорка после одного из нашествий инопланетян. Фразу «на развалинах» следует понимать буквально: улицы и дома старого города теперь стали канализационными катакомбами, где живут мутанты.

В целом же ничего не изменилось: Нью-Нью-Йорк по-прежнему перенаселён, его жители неприветливы и грубы, бюрократия процветает, а система общественного транспорта действует кое-как. Метро уступило место пневматическим трубам, доставляющим людей из точки А в точку Б, как обычную почту (пробки заканчиваются очень болезненно). Об изобретении колеса люди забыли, поскольку автомобили теперь летают по воздуху. На домашних животных для удобства передвижения последних хозяева надевают реактивные ранцы. В интернете нет ничего, кроме рекламы и порно, а вместо крыс роль вредителей исполняют совы и львиные тамарины.

Достопримечательностей в городе много: Главный музей (крупнейшая коллекция говорящих голов знаменитостей), Мэдисон-Куб-Гарден (бывший Мэдисон-Сквер-Гарден), Пляж монументов (от египетских пирамид до идолов Пасхи), Ситихолл (пародия на «Ситибанк»), «Маленькая Биталия» (бывший итальянский квартал, ныне заселённый роботами), канализация (мутировавшие обитатели которой поклоняются атомной бомбе), Центральная бюрократия (охраняемая бихолдером из Dungeons & Dragons), HAL-госпиталь для сумасшедших роботов, Госпиталь Тако Белвилль (потомок сети закусочных «Тако Белл», оказывающий медицинские услуги и подающий мексиканскую еду), магазин драгоценностей «Брильянты навсегда» (проводит тотальную распродажу и закрывается), лаборатория GeneWorks SKG (издевательство над DreamWorks SKG) и, конечно, же многочисленные будки для самоубийства (быстрого и безболезненного или медленного и ужасного).

Доктор Кто

В 5 000 000 000 году Земля была уничтожена расширяющимся Солнцем, и человечеству пришлось переселиться в галактику М87, где для них нашлась Новая Земля. Одним из крупнейших городов на ней стал 15-й Нью-Йорк. Точнее, Нью-Нью-Нью-Нью-Нью-Нью-Нью-Нью-Нью-Нью-Нью-Нью-Нью-Нью-Нью-Йорк.

Городом управляют герцог Манхэттена и Сенат. Население превышает 10 миллионов человек. Город делится на 2 уровня: нижние трущобы и благополучные верхние этажи. Под городом находится гигантский транспортный тоннель с 50-полосным движением. Полосы, что интересно, расположены вертикально. Самая быстрая полоса — нижняя, однако летать по ней опасно, так как на нижних уровнях тоннеля живут гигантские хищные ракообразные — макры, питающиеся выхлопными газами и невнимательными аэромобилистами.

В 5 000 000 029 году население Нью-Йорка было практически полностью уничтожено вирусом в таблетке Счастья — одном из модуляторов настроения, который официально продавался в аптеках (были также модуляторы Сна, Честности, Злости и Забвения).

15-й Нью-Йорк и его транспортный тоннель.

Пятый элемент

Интересно, что слева от статуи Свободы жутко дымит трубами какой-то старинный завод.

Нью-Йорк 23 века в «Пятом элементе» Люка Бессона — это город контрастов. Естественно, он очень сильно вытянулся в высоту, а по воздушным «улицам» снуют аэромобили в стиле ретро. Двигатели работают довольно шумно, а машины летают прямо у окон жилых домов — обстоятельство, о котором создатели фильма явно не задумывались.

Около взлётных площадок космопорта просматриваются старые добрые морские причалы, но лодки теперь оснащены антигравитационными двигателями и летают по воздуху наравне с автомобилями (у владельца одной из таких лодок герой Уиллиса покупал еду в начале фильма).

Лейтмотив архитектуры Нью-Йорка — «Выше и ещё выше!» Статуя Свободы поставлена на такой гигантский постамент, что снизу её почти не видно. Бруклинский мост переставлен на высоченные опоры и соединяет две высотки. На нижних уровнях, как водится, царит бардак — темнота, грязь и металлические опоры. Вероятно, поддерживающие кирпичные супер-небоскрёбы.

Трёхсотэтажные дома сделаны из кирпича. В будущем и не такое возможно.

Побег из Нью-Йорка

В фильме Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка» знаменитый американский город был примечателен тем, что район Манхэттен превратился в гигантскую тюрьму-изолятор, окружённую стеной. А что поделать, если в ходе Третьей мировой войны преступность подскочила на 400%? Нью-Йорк и так был основательно потрёпан, поэтому самым разумным выходом оказалось собрать всех преступников вместе и загнать их в Манхэттен — полуразрушенный и обветшалый. Заключённые внутри этой «тюрьмы» предоставлены самим себе. И, видимо, времени зря не теряют, перетащив к голову статуи Свободы с Острова Свободы к себе на улицу. Интересно, что создатели «Монстро», по хорошей голливудской традиции обезглавившие этот символ демократии, вдохновлялись «Побегом из Нью-Йорка». Фактически именно этот культовый фильм породил «постапокалиптическую» традицию издеваться над медной барышней с факелом.

Машина времени

Город элоев на реке Гудзон.

В фильме «Машина времени» 2002 года изобретатель Александр Хартдеген попадает в Нью-Йорк 2030 года, типичный фантастический город сияющих небоскрёбов, и даже посещает Нью-Йоркскую публичную библиотеку, где общается с голограммой искусственного интеллекта (считающей путешествия во времени фантастикой даже в 2030 году). Город кажется благополучным. Человечество процветает и собирается построить базу на Луне, используя для выемки грунта серию термоядерных взрывов.

Улетев чуть дальше в 2037 год, Александр обнаруживает, что учёные слегка переусердствовали: Луна раскололась на части и падает на Землю. Получив лунным камнем по голове, он теряет сознание, а машина начинает бесконтрольное путешествие вперёд во времени.

Очнулся он уже в 16 802 701 году. Нью-Йорк, как ни странно, на месте — только теперь это безымянный город элоев на реке Гудзон (которая тоже, как ни странно, на месте, хотя прошли миллионы лет), эдакий эльфийский мегаполис в архитектурном стиле, присущем играм компании Blizzard Entertainment.

Идиократия

К 2505 году человечество катастрофически поглупело. Нью-Йорк заброшен и неухожен, половина жителей работает на заводе по производству напитка Brawando (заменителя воды), посетители городских больниц режутся в игровые автоматы, пытаясь выиграть медицинское обслуживание, сеть кафе Starbucks стала сетью борделей, а «Оскара» взял фильм «Попа», показывающий на экране в течение 90 минут, собственно, попу (фильм «Идиократия», 2006).

Идиотский Нью-Йорк.

Искусственный разум

Вот, пожалуйста, один из примеров издевательств над мадам Свободой. Один лишь факел над водой торчит. А всё из-за глобального потепления, растопившего ледники. Правда, непонятно, почему морская вода не «съела» медные листы статуи (кстати, купленные в России) за пару лет.

Тяжёлый металл

Нью-Йорк будущего в первом эпизоде канадского мультфильма «Тяжёлый металл» предстаёт в стилистике 1950-х годов: заваленные мусором ретро-футуристические трущобы, обилие рекламы и пустынные улицы. Гангстеры используют в качестве сообщников киборгов, а таксисты решают проблемы с клиентами посредством дезинтегратора, встроенного в спинку переднего сиденья.

Планета обезьян

А вот кадр из «Планеты обезьян». Статуя Свободы неплохо сохранилась, учитывая близость к морю. И особенно учитывая, что на дворе 3002 год...

Лос-Анджелес

Бегущий по лезвию

Наиболее известный вариант Лос-Анджелеса будущего представлен в фильме «Бегущий по лезвию» (1982) — первой пташке киберпанк-кинематографа. Это тёмный, мрачный город, освещаемый лишь окнами домов, неоновой рекламой, прожекторами и огненными факелами над высотными зданиями заводов. Над городом доминирует 700-этажное здание корпорации «Тайрелл», производящей человекоподобных андроидов — репликантов. Нижние уровни города, как водится — трущобы, верхние — рай для богачей, а в воздухе снуют аэромобили — спиннеры. Интересно, что самый узнаваемый фантастический Лос-Анджелес за всю истории кино был создан авторами фильма в основном с помощью старомодных моделей и декораций.

Побег из Лос-Анджелеса

А это — тюрьма Лос-Анджелес («Побег из Лос-Анджелеса»), прямой наследник тюрьмы Нью-Йорк, представленный в сиквеле известного фильма Карпентера. В августе 2000 года землетрясение мощностью 9,6 баллов отделило этот город от континента. Вскоре президент США, теократический диктатор, пытающийся превратить страну в христианскую утопию, стал сгонять в этот «город греха» всех уголовников, окружив его огромной стеной. В остальном город ничем не отличается от своего собрата — Нью-Йорка строгого режима. Разве что голова статуи Свободы на улицах не валяется.

Разрушитель

В начале 21 века США захлестнула волна преступности. Наступил короткий период анархии, однако правительство предприняло радикальные меры по исправлению образа жизни американцев, воспитав целое поколение законопослушных граждан.

К 2032 году преступность была побеждена. Лос-Анджелес разросся и стал называться Сан-Анджелес. Чтобы не тревожить граждан, вместо «плохих» слов используются эвфемизмы. К примеру, убийство — «несанкционированный отъём жизни» (последнее убийство произошло 22 года назад). Любимая музыка граждан — детские рекламные «джинглы».

Любое, даже не грубое ругательство является правонарушением, за которое со счёта гражданина автоматически списывается от 0,5 до 1 кредита. «Плохими» (то есть незаконными) также объявлены такие вредные явления, как кофе, сигареты, алкоголь, контактные виды спорта, простые (не образовательные) детские игрушки, мясо, специи, соль. Негигиеничные рукопожатия заменены энергичным помахиванием рук. Физический секс уступил место виртуальному, детей зачинают в лабораториях, а туалетная бумага заменена ракушками (как их применять, впрочем, не вполне ясно).

Париж

Звёздный путь

Париж в 24 веке.

В «Звёздном пути», как известно, всё хорошо. Человеческая цивилизация стала чем-то вроде утопии, нации живут в мире, а оружие ставят на космические корабли исключительно из гуманитарных побуждений. А города на Земле — просто сказка. Одним из самых сказочных считается Париж. Штаб-квартира президента Объединённой федерации планет находится именно здесь, в городе любви.

Главная достопримечательность города — Эйфелева башня. Ажурная конструкция, простоявшая почти 5 веков, и по сей день служит архитектурной доминантой города. Даже несмотря на то, что он, как и все другие мегаполисы 24 века, просто усеян небоскрёбами.

А вообще Эйфелевой башне не везёт в будущем примерно так же, как статуе Свободы. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть «Чужой 4: Воскрешение» или «Войну миров»:

13-й район

Приз за самый скучный и глупый Париж будущего принадлежит паркур-боевику «13-й район» и его продолжению с приставкой «Ультиматум». В 2013 году самый романтической город на Земле стал самым криминальным. В лучших традициях американских «Побегов из...» правительство огородило гангстерские гетто бетонной стеной, а чтобы никаких вопросов вообще не возникало, приставила к ней вооружённую охрану.

А чтобы стало совсем интересно, французское правительство в лице коррумпированного министра обороны с многозначительной фамилией Крюгер решило очистить Париж от этой болячки, взорвав в 13-м районе... атомную бомбу. Нет преступников — нет и проблемы. Эйфелева башня будет очень хорошо смотреться на фоне атомного гриба, а радиация — так это ничего, зато лягушки в ресторанах будут размером с собаку.

Париж 4 года спустя: зловещие «хрущёвки».

Последняя война человечества

Дерево свободы нужно время от времени поливать кровью патриотов.

Но что это мы всё о фильмах? Возьмём, к примеру, игру «Последняя война человечества», сделанную по мотивам геополитических параноидальных страшилок Тома Клэнси. У автора явно были какие-то проблемы во время отдыха во Франции. Да и нас с вами он, мягко говоря, недолюбливает. И вот в 2016 году злые русские, разбогатевшие на нефти по цене 800 у. е. за баррель и потратившие свои сверхдоходы на создание новых образцов военной техники, — так вот, эти рашенс решили, помимо всего прочего, захватить Париж.

И всё бы ничего, но американцы, как всегда, стоящие на страже свободного мира, предпочли превратить этот город во второй Сталинград, из-за чего в первую очередь пострадала, естественно, старенькая башня месье Эйфеля. А для закрепления результата американцы ещё и дали залп из орбитального кинетического оружия, припечатав значительную часть Парижа разогнанными до гиперзвуковой скорости болванками. За свободу нужно платить, верно?

Никополь

А вот, к примеру, затейник Энки Биляль и его комикс-трилогия «Никополь». Париж образца 2023 года по его версии — нечто вроде ада в дурдоме, где медсёстры не жалеют успокоительного, но по невнимательности очень часто путают его с галлюциногенами.

Во-первых, форма правления во Франции слегка изменилась. Теперь это фашистская диктатура во главе с архизлым негодяем Шобланом. По грязному, задымлённому и удручающе мрачному Парижу беспрепятственно бегают инопланетяне и генетически модифицированные люди, а в качестве завершающего штриха к этой замечательной картине над городом завис гигантский космический корабль в форме пирамиды.

Управляют им, естественно, египетские боги. Чем их привлёк Париж, достоверно не известно, но уж точно не крупнейшей коллекцией предметов древнеегипетского искусства в Лувре. Инопланетяне требуют у французов заправить их пирамиду, чтобы они могли лететь дальше по своим звероголовым делам, а пройдоха-диктатор неустанно плетёт интриги, мечтая обменять у богов топливо на бессмертие себя, любимого.

Самое интересное, что в экранизации (точнее, фильме «по мотивам») этой серии комиксов — «Бессмертные: Война миров» (2004) — место действия было перенесено в Нью-Йорк.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться