Google+
Forgotten Realms: Литературный цикл «Забытых королевств» МИРЫ. WARHAMMER 40000 МИРЫ. BATTLETECH БЕСТИАРИЙ. МАЛЕНЬКИЕ ЗЕЛЁНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
Версия для печатиФантасты: Современники. Джеймс Блейлок
Кратко о статье: Есть некое очарование, некая необъяснимая притягательность в тех, кого принято называть людьми не от мира сего. Ох уж эти чудаки, эти сумасброды! Больше всего на свете они ценят мирную, тихую жизнь — и в то же время именно им удается раз за разом попадать в самые невероятные приключения. Даже удивительно, что в фантастике до сих пор большее внимание уделяется героям рациональным и геройским. Несправедливо, вы не находите?     Американский фантаст Джеймс Блэйлок, наверное, в какой-то момент обнаружил эту несправедливость и решил ее исправить.

Мастер Сумасброд

Чудаковатое фэнтези Джеймса Блэйлока

45 Kb

Есть некое очарование, некая необъяснимая притягательность в тех, кого принято называть людьми не от мира сего. Ох уж эти чудаки, эти сумасброды! Больше всего на свете они ценят мирную, тихую жизнь — и в то же время именно им удается раз за разом попадать в самые невероятные приключения. Даже удивительно, что в фантастике до сих пор большее внимание уделяется героям рациональным и геройским. Несправедливо, вы не находите?

24 Kb
13 Kb

Американский фантаст Джеймс Блэйлок, наверное, в какой-то момент обнаружил эту несправедливость и решил ее исправить.

Будущий защитник чудачьих прав в литературе, Джеймс Блэйлок родился в 1950 году в пригороде Лос-Анджелеса. Окончив школу, Блэйлок поступил в Калифорнийский Университет в Фуллертоне. Именно там он подружился с Тимом Пауэрсом, впоследствии — тоже известным писателем. Отечественным любителям фантастики Пауэрс известен по трем романам: “Врата Анубиса”, “На странных волнах” и “Черным по черному” — и благодаря им же наши читатели впервые познакомились с Блэйлоком. В каждой из упомянутых книг среди эпиграфов есть стихотворные строчки сэра Уильяма Эшблесса, несуществующего поэта XIX столетия (а во “Вратах Анубиса” он вообще один из главных персонажей романа). Эшблесса придумали Пауэрс и Блэйлок — это был первый опыт их совместного творчества.

Ну, а дебют Блэйлока как самостоятельного автора прозаических произведений состоялся в 1975 году — именно тогда был напечатан его рассказ Hans Clinker. Вслед за ним последовали другие публикации — но к 1982 году, когда в свет вышел первый роман автора, “Эльфийский корабль”, этих публикаций было не так-то много: всего четыре рассказа за семь лет! Однако уже в 1983 за “Эльфийским кораблем” следует его продолжение, “Исчезающий гном” — и оба романа привлекают к Блэйлоку внимание.

Трое на плоту, не считая собаки

“Эльфийская дилогия”, конечно, фэнтези, но совсем не то, к которому привыкли почитатели этого жанра. Пожалуй, больше всего она напоминает вольное сочинение на тему толкиновского “Хоббита”, написанное этаким изысканным панком, который чтит традиции Диккенса, уважает самого Профессора и, пожалуй, излишне увлекался в детстве кэрролловскими книгами об Алисе.

37 Kb

Джонатан Бинг, потомственный мастер-сыровар, одним дождливым осенним вечером узнаёт, что рождественские празднества вот-вот будут сорваны. Торговцы, которые обычно покупали сыр Бинга и обменивали его у эльфов на пряники и подарки к Рождеству, куда-то сбежали, и теперь единственный выход — самому сыровару отправляться в долгое, но поначалу не сулящее особых опасностей приключение. На плоту, сооруженном жителями родной деревушки Бинга, мастер сыровар плывет в неизвестность. Его ожидают встречи с пляшущими скелетами, ордами безумных гоблинов, говорящей обезьяной, наводнением; Джонатан совершит путешествие на летающем эльфийском корабле, увидит субмарину очень скользкого типуса Теофила Эскаргота, познакомится с коротышками, гномами, Лунным Человеком и безумным шляпником...

42 Kb

Разумеется, настоящие путешествия с приключениями — ничто, если их нельзя разделить с друзьями. Джонатану Бингу составят компанию в его странствиях пес Ахав, Профессор Вурцл и паренек Дули. Помните, в начале мы говорили о чудаках? Ну так компания эта заслуженно может считаться одной из самых чудаковатых в истории волшебных путешествий! Вот Ахав: “По правде говоря, он не очень походил на обычную собаку. Его голова казалась непропорционально большой по сравнению с туловищем и была к тому же круглой, как тарелка. Глаза, немного напоминающие свиные, были расставлены слишком широко — как будто в морду Ахаву подул сильный ветер и они разъехались в стороны. Туловище... было непомерно жирным, а лапы — маленькими и короткими. Тем не менее Ахав передвигал ими на удивление быстро и в деревенской пекарне мог бы носиться кругами вокруг какой-нибудь крысы. Однако он поддерживал с крысами более или менее хорошие отношения, и поэтому просто не стал бы преследовать и гонять их. Джонатан, подчеркивая добродушие пса, любил шутить, что однажды в амбаре он застал Ахава за игрой в карты с тремя или четырьмя крысами и вороной”.

Два других спутника Джонатана не менее экзотичны. Профессор Вурцл — типичный “рассеянный ученый”, который, впрочем, не только способен любое, самое простенькое событие откомментировать с точки зрения последних научных открытий, но и встать горой за друзей, когда в том возникнет необходимость. Паренек Дули — четвертый, но не последний в этой компании — этакий “сельский дурачок-простачок”, чей дедушка — знаменитый вор и путешественник Теофил Эскаргот.

37 Kb

Как вы понимаете, такой пестрой компании не удалось бы избежать переделок, даже если бы они просто вышли из дому купить в соседнем магазинчике хлеба. По сути, вся их жизнь состоит именно из приключений и происшествий, которые герои Блэйлока встречают по-житейски мудро. Их радости и горести — радости и горести маленького человека, не-героя.

Всем, в том числе и читателю, с самого начала ясно, что любые авантюры Джонатана и его друзей закончатся хорошо для них и печально (но ни в коем случае не смертельно!) для злодеев. Привлекательность книг Блэйлока таится не в интригующем финале, но в принципиально ином: во вкусности самого процесса, в безумии и парадоксальности — и в то же время в старом добром английском юморе…

В “Исчезающем гноме” главный злодей предыдущей книги, гном-колдун Шелзнак, снова начинает мутить воду и строить козни — разумеется, только Джонатану с друзьями под силу остановить его! Ну, а заодно поглазеть на новые страны, заняться поисками пиратских сокровищ, попробовать кофе тринадцатилетней готовки и, в конце концов, вернуться домой — потому что ничего не может быть лучше, чем тихая, спокойная жизнь... разве только иногда разбавляемая доброй порцией приключений!

Мир, описанный в “Эльфийской дилогии”, оказался настолько притягательным для автора, что в 1989 году Блэйлок вернулся к нему снова — и в романе-приквеле “Каменный гигант” описал кое-какие события жизни неугомонного Теофила Эскаргота.

Громадный башмак на берегу, зомби в Лондоне и изобретения лорда Кельвина

34 Kb

Бесшабашное чудачество, некая детскость — характерная черта большинства книг Блэйлока. Вот что, например, писал о романе “Роющий левиафан” (1984) писатель и критик Майкл Суэнвик: “Читатели НФ были совершенно сбиты с толку рассказом о припадочно-энергичной возне, затеянной фарсовой командой неудачников из пригорода вокруг землеройной машины (эта машина и есть “левиафан”), причем нелепым чудакам так и не удается завести чертову хреновину”.

В другом романе, “Страна грез” (1987), главными героями становятся именно дети, три сироты — Скизикс, Хелен и Джек. Они живут в некоей прибрежной деревушке в Северной Калифорнии, где вдруг начинают происходить странные происшествия: ночью по ржавым рельсам проносится поезд, появляется миниатюрный человечек с маской мыши, из моря волны выбрасывают на берег громадный башмак...

Смешение жанров, добавление к нашей реальности потусторонних цветов и звуков — вот один из основных творческих приемов Джеймса Блэйлока. И способности писателя были по достоинству оценены не только истинными любителями жанра, но и профессиональными критиками.

40 Kb

Свою первую литературную награду, премию имени Филипа Дика, Джеймс Блэйлок получил за роман “Гомункулус” в 1986 — это особенно символично, если учесть, что с 1972 года Блэйлок и Дик были дружны, а сам Мастер очень ценил книги молодого фантаста. “Волшебный мир, представленный волшебным образом, — писал он о романах Блэйлока. — После путешествия туда вы не захотите покинуть его, тем более — забыть”.

Именно “Гомункулус” Блэйлока, “Ночь морлока” (1979) К. Джетера и “Врата Анубиса” (1983) Т. Пауэрса считаются тремя романами, создавшими новое направление в фантастике — паропанк (steampank). Названный по аналогии с киберпанком, паропанк отличается тем, что действие в произведениях этого жанра происходит в XIX столетии, в окружении дирижаблей, паровых машин и викторианского общества.

30 Kb

В “Гомункулусе” описан Лондон XIX века, где имеют место быть: машины для путешествий в космосе, зомби, алхимические исследования и все тому подобное. Этот роман считается своеобразным приквелом к “Роющему левиафану”, а вот продолжением “Гомункулуса” стала “Машина лорда Кельвина” (1992). Главный герой дилогии, ученый-любитель Лэнгдон Сэнт-Ив, уже знаком постоянным читателям Блэйлока по некоторым ранним рассказам.

В “Гомункулусе” Сэнт-Ив вступает в схватку с вивисектором Нарбондо, который оживляет мертвых. Противостояние Лэнгдона и Нарбондо продолжается во второй книге, причем происходит оно на фоне угрожающей всему человечеству кометы, которая должна пройти слишком близко от планеты и, как считают ученые из Королевской академии, будет притянута электромагнитными полями Земли, упадет и уничтожит всё живое. Чтобы на время нейтрализовать электромагнитные поля, великий лорд Кельвин берется построить специальный механизм; Лэнгдон же уверен, что решение выбрано неверно — у него есть собственные идеи по поводу спасения Земли...

Вместе с написанием романов Блэйлок продолжает работать над рассказами — и успешно. В том же 1986 году он получает сразу две премии (SF Chronicle Award и World Fantasy Award) за “Бумажных драконов”. Этот рассказ был переведен на русский, и читавшие его подтвердят, что в нем ровно столько же он научной фантастики, сколько и от фэнтези. История некоего чудаковатого конструктора драконов и другого, не менее странного огородника-любителя, подкупает своей кажущейся простотой и в то же время поэтичностью.

41 Kb

А что же дальше?

Став одним из основателей паропанка, Блэйлок не остановился на достигнутом. Его последующие романы в той или иной степени экспериментальны. Он пишет их не торопясь: основной его заработок — преподавание литературного мастерства в Чэпмэновском университете в Калифорнии.

К сожалению, отечественный читатель только сейчас начинает знакомиться с творчеством этого незаурядного автора. Помимо публикации в периодике двух рассказов Блэйлока, в конце 2003 — начале 2004 гг. были изданы оба романа “Эльфийской дилогии” и примыкающий к ней “Каменный гигант” (“Азбука”, серия “Элита”). Насколько нам известно, также издательством АСТ куплены права на “Бумажный грааль” (1991) и “Последний сребреник” (1988) (предположительно выйдут в серии “Альтернатива”). Но увидим ли мы — и если увидим, то когда? — романы о Лэнгдоне Сэнт-Иве, “Страну грез”, “Роющего левиафана”?

Наверное, во многом это зависит от того, как будут восприняты читателями уже переведенные романы Блэйлока. И если в душе вы хотя бы иногда чувствуете себе некстати повзрослевшим ребенком, — эти книги, безусловно, для вас.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться