Google+
Терминаторы Луис Ройо — классик фантастической живописи Ниндзя
Версия для печатиВрата Миров: Реальность фантастики: Мир Зорича. Сфера Великорасы
Кратко о статье: Описания космических баталий в мире Великорасы Александра Зорича отличаются удивительной точностью и убедительностью. Но всё ли так гладко, как кажется?

Хрононом по эсмеральдиту

Реалистичность вселенной сферы великорасы

Есть на гражданке отдельные грамотеи, которые по сей день свято уверены, что лазерная пушка «режет» цель на куски. Лазер вовсе не резак. Лазер — это устройство для передачи большой энергии на огромное расстояние. А что будет, если сообщить молекулам в небольшом объёме вещества много-много лишней энергии? Правильно. Будет взрывное испарение.
Александр Зорич «Время — московское!»

Лазер не режет, а обращает в пар. И бьёт не сплошным лучом, а короткими импульсами. Рано или поздно кто-то должен был открыть миру эту тайну — Александр Зорич взял труд на себя. Описание сражений грядущего в романах харьковского дуэта можно оценить как эталонное. Достоверность и проработанность деталей беспрецедентны. Многие из полководческих решений являются новым словом в тактике звёздных сражений. А главное, книга на редкость хорошо передаёт дух и правду войны. И всё же — можно ли назвать мир Сферы Великорасы реалистичным? Что будет, если подойти к этой вселенной с точки зрения науки?

ОРУЖИЕ И ТАКТИКА ВЕЛИКОРАСЫ

На каждую сомнительную деталь, касающуюся техники либо стратегии, в романах Зорича приходится десяток остроумных и удивительно точных решений. Но тем не менее странности встречаются. Так, несомненным достижением стратегов мира Великорасы является организация передовых оперативных баз в космической пустоте, защищённых от обнаружения ограниченностью скорости света. Сама по себе концепция столь же революционна, сколь и убедительна. Действительно, найти такой форпост практически невозможно. Но удивительно другое. Находясь на одной из оперативных баз перед броском на Паркиду, Пушкин и Меркулов не только видят корабли ударного флота в обычный иллюминатор, но и читают надписи на бортах. А ведь в пяти световых месяцах от ближайшей звезды должно быть очень темно.

Белый корабль — не только красиво, но и технически грамотно.

Это не единственный такой пример. Не только вблизи светил, но и в глубоком космосе звездолёты сверкают, как ёлочные игрушки на фоне чёрного бархата пустоты, отражая непонятно откуда взявшийся свет. Вероятно, поэтому пилоты мира Сферы и удивляются «демаскирующей» окраске «белых слонов» Конкордии.

Конечно, матово-чёрный аппарат был бы менее заметен в космической тьме. Но здравый смысл подсказывает, что в эпоху звёздных войн капитанов менее всего будет заботить перспектива визуального обнаружения их кораблей противником. Так что своеобразие окраски клонских авианосцев вызвано, скорее всего, не склонностью к эпатажу, а практическими соображениями. Ещё Хайнлайн отмечал общеизвестный факт: в «ледяном» вакууме главная проблема — отвод тепла, а не его сохранение. На «дневной стороне» корабль сильно нагревается солнечными лучами, а на «ночной» очень неохотно остывает. Ведь пустота — лучший теплоизолятор.

Во время космических сражений лейтенант Пушкин видит много такого, что, по идее, не должно быть доступно глазу смертного. Например, в бою на 801 парсеке он замечает «огненные колёса» проносящихся мимо кабины его флуггера урановых стержней — поражающих элементов конкордианских ракет. Но скорость флуггера должна составлять десятки километров в секунду, больше «третьей космической», раз влияние гравитации ближайших космических тел не упоминается. А стержни — фрагменты летевшей навстречу ракеты, выпущенной с другого, не менее быстрого флуггера. В тысячу раз проще заметить пулю в полёте.

В реальном бою пилот едва ли успеет полюбоваться красотой взрывов.

В любом случае Пушкину повезло. В том бою он выжил исключительно благодаря эффектам ретроэволюции. Клоны явно считали, что ведут воздушный, а не космический бой, и атаковали флуггер так, как если бы это был самолёт. Ракета «воздух—воздух» взрывается в момент наибольшего сближения с целью, как правило, сбоку от неё, разбрасывая поражающие элементы поперёк своего курса. Это тяжёлые стержни, так как сверхзвуковой истребитель очень прочен и мелкие осколки ему не повредят. Предпочтительным материалом действительно являются вольфрам или уран, так как высокая плотность этих материалов помогает снаряду преодолевать сопротивление среды — воздуха.

Снаряды электромагнитной пушки слишком быстры для стрельбы в атмосфере — они просто сгорают.

Но в космосе нет трения, и осколки не теряют энергию с расстоянием. Так что снаряжать ракеты разумнее чем-нибудь подешевле. Например, мелкими камешками, а ещё лучше — кубиками из радиопрозрачной пластмассы. Это даст гарантию, что противник не заметит летящую навстречу картечь. При такой скорости столкновения твёрдость материала, из которого сделан поражающий элемент, значения не имеет. В любом случае колоссальная кинетическая энергия перейдёт в тепловую, и произойдёт то же самое «взрывное испарение», что и при попадании лазерного импульса. Диаметр пробоины окажется в несколько больше диаметра снаряда.

Аэродрому при бомбёжке достанется куда больше, чем расположенным под ним бункерам.

Странные вещи творятся и в Городе Полковников, где Пушкин видит догорающий на космодроме «Рюдзё», прошитый выпущенными с орбиты снарядами конкордианского линкора «Шапур». Лейтенант предполагает, что клон-наводчик не рассчитал плотность атмосферы при установке взрывателей. Вследствие этого снаряды прошли навылет и канули на десятки метров в бетон, оставив характерные горбы камуфлетов. Но если бы плотность воздуха над космодромом оказалась выше или ниже ожидаемой, выстрелы просто не достигли бы цели. Изменилась бы траектория полёта снаряда в атмосфере.

Жители Большого Мурома сочетают кокошники XVII века со славянским язычеством.

Взрыватели же, как и заряд силумита, снарядам космических суперпушек ни к чему. Их скорость должна составлять десятки километров в секунду, иначе пользы от орудия в космосе нет. К этому следует приплюсовать скорость линкора относительно цели. Вместо того чтобы уйти глубоко в грунт, снаряд оставил бы кратер с центральной горкой, как это и случается при падении метеоритов. От «Рюдзё» же, если он по размеру сравним с морским предком, не осталось бы ничего пригодного для анализа. Удивляться здесь нечему. Ведь в романе «Завтра — война!» именно из таких орудий Объединённые Нации расколотили в мелкий мусор несколько астероидов джипсов.

«Мы черпаем в традициях двадцатого века силу и мужество! Мы подвергаем его творческому осмыслению и приспосабливаем под сегодняшние нужды!»

Зато для поражения подземных бункеров циклопические орудия орбитальных линкоров — не лучший инструмент. Здесь требуется снаряд с высокой проникающей способностью, а значит, достаточно медлительный, чтобы уцелеть при ударе о землю. Конкордианская бетонобойная бомба «Рух II» после схода с орбиты должна сбрасывать скорость до примерно 1000 м/с помощью тормозных двигателей и парашютов.

Отдельно стоит упомянуть о системе «Нигредо» — «трансмутационных излучателях глюонного поля», обращающего ядерные заряды в инертный свинец и прочие лёгкие элементы. Здесь, как кажется, учёные умы Великорасы придумывают сложные название простым вещам. Устройство, преобразующее уран и плутоний в безобидный свинец, называется «атомная бомба». Достаточно было прямо сказать, что система вызывает преждевременный подрыв ядерного боеприпаса. И для достижения данного эффекта требуется не загадочное «глюонное поле», а плотная завеса медленных нейтронов, созданная на пути боеголовки. Это вполне научная идея, которая, правда, очень сложна технически.

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Техническим неувязкам во вселенной Сферы Великорасы не стоит придавать большого значения. Они привлекают внимание именно благодаря тому, что их крайне мало. Сложнее с миром как таковым, с декорациями, на фоне которых раскрываются характеры персонажей и гремят взрывы. С ретроспективной эволюцией и планетой Глагол. Казалось бы, какой достоверности можно требовать от фантастической идеи и затерянного в глубинах космоса мира, в котором не работает знакомая нам физика и само время ведёт себя необычно?

Всё так. Но хоть какой-нибудь хочется.

Нельзя же совсем без достоверности. Как, например, в случае с замыслом джипсов переработать изнутри Глагол на «астероидные рои», а потом расколоть его, столкнув с Дунаем. В этом нет смысла. Если джипсы так могущественны, что способны защитить готовые астероиды внутри «скорлупы» планеты от расплющивания гравитацией, если они могут спасти их от превращения в пар при столкновении планет… то сумели бы придумать и более экономичный план. И уж во всяком случае не позволили бы землянам воспрепятствовать осуществлению задуманного.

Много нестыковок вносит и «ретроспективная эволюция». Естественно, не как явление фантастической вселенной, а как гипотеза, объясняющая культурные особенности народов Великорасы. В реальности кто-нибудь непременно заметил бы, что она их вовсе не объясняет. На самом деле наблюдаются три разных, не похожих друг на друга эффекта.

На Большом Муроме ретроэволюция выносит из глубин коллективного бессознательного картинки давно минувших эпох. И люди — ибо такова мода — «отыгрывают» собственных предков такими, какими их себе представляют. Представления же их, как кажется, основаны на материале славянского фэнтези. Муромцы легкомысленно смешивают эпохи — от языческой Киевской Руси и до времён старообрядцев. Они не пытаются говорить на каком-либо из древне- русских диалектов, а лишь используют все архаизмы, которые им удаётся припомнить. Зачастую — неправильно. Так, вместо исконно-славянского «занавесь» они употребляют слово «гардена». Слово иностранное, зато звучит «старорежимно».

Столица Конкордии Хосров больше напоминает современный Тегеран, чем древнюю Персию.

Аналогичным образом развиваются события на Земле. Только здесь за основу взяты представления о XX веке, также содержащие массу неточностей. Но в моду, во всяком случае, входит соответствующая эпохе одежда и обращение «товарищ». Естественно, каждый народ «отыгрывает» собственных предков… и лишь на территорию США ретроэволюция почему- то не действует вообще. Это понять уже сложно.

Но на Конкордии творится нечто иное. Там колонисты начинают говорить на вполне современном языке фарси и исповедовать зороастризм, который и в наши дни ещё не канул в Лету. Об «исторической реконструкции» древней Персии и речи нет, одежду VII века никто не носит. Конкордианская же социальная система, отдающая власть в руки жрецов-заотаров, а не феодальной знати, не соответствует ни обычаям эпохи Сасанидов, ни тем паче чьим-то представлениям о них. О какой же ретроэволюции тогда речь? Если конкордианские пророки, начиная с первоучителя Римуша, получают откровения из прошлого, то непонятно, из чьего.

Зороастризм практикуется и в наши дни.

И уж совсем странные дела творятся с манихеями на Глаголе. Логично было бы ожидать, что люди, оказавшиеся в самом эпицентре хронобезобразия, окажутся отброшенными в наиболее отдалённые эпохи. Но вместо этого группа конкордианских еретиков приобретает паранормальные способности, а их кредо выглядит так, словно они пытались «реставрировать» зороастризм на основании книги «Так говорил Заратустра» Фридриха Ницше. А это XIX век — 1885 год.

Главная же загадка Глагола — при чём же здесь в таком случае манихейство и заклинания на арамейском? Ведь если и Заратустра на самом деле ничего подобного не говорил, то уж Мани — подавно… Планета, превращённая джипсами в инкубатор астероидных роёв, просто издевается над здравым смыслом.

Описание Большого Гнезда в Колодце Отверженных — одно из самых сильных мест в книге. Безумный город безумцев в безумном, отрицающем физику месте. Здесь ничто не кажется удивительным: ни разумные собаки, ни «Водопад-минус», ни безразличное к пришельцам население, ни даже бутерброды с сыром. Хотя… Бутерброды всё-таки кажутся. Непонятно, откуда в подземной цитадели Вохура чай, хлеб, сыр, вездеходы устаревших моделей, пулемёты, патроны и собачьи консервы. Манихеев очень мало. Гнездо отрезано от мира, и никакого производства в нём, насколько можно судить, нет.

Обледеневшее подземелье ещё более бесплодно, чем поверхность планеты, и добыть припасы манихеи могут, лишь захватив их в бою с ашвантами. Но как, если, по словам Вохура, вылазки «самодостаточных сверхлюдей» чаще всего заканчиваются поражениями? Похоже на то, что сам Великий Диван в глубокой тайне снабжает еретиков.

***

Мы ждём от книг в первую очередь живого, яркого языка и захватывающего сюжета. Конечно, придирки к научной точности не всегда уместны, когда речь идёт о фантастике. Порождённые воображением вселенные могут и не претендовать на убедительность. Но мир Зорича к таким не относится. И если пристальный взгляд выявляет и у харьковского дуэта немало спорных моментов — это именно потому, что мир Великорасы достаточно реалистичен, чтобы отдельные технические детали заслуживали тщательного разбора.

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА В СТЕПЯХ УКРАИНЫ

Не все, но значительная часть флуггеров в Сфере Великорасы — универсальные воздушно- космические летательные аппараты, способные вести бой как в атмосфере, так и на орбите. Бесспорно, это огромное достижение. Не приходится сомневаться также, что когда-нибудь на новых витках прогресса построить такую машину будет не сложнее, чем в наши дни — летающую подводную лодку. И не нужнее.

Атмосферному самолёту требуются плоскости, обеспечивающие подъёмную силу, обтекаемые формы, аэродинамические рули и шасси. А если предполагается достижение космической скорости, то ещё и мощная теплоизоляция. Космическому аппарату всё перечисленное без надобности, зато необходимы рулевые двигатели и противорадиационная защита. Очевидно, на любом уровне развития техники орбитальная боевая машина выиграет от замены «атмосферного» оборудования чем-нибудь полезным. Например, увеличенным запасом «Мурен» и «Оводов».

Без сомнения, с борта космического авианосца в атаку на космические же линкоры и фрегаты должны стартовать аппараты, не способные входить в атмосферу. Зачем им нырять в облака? Ведь и линкор не покинет космический вакуум. «Челночными» будут лишь десантные флуггеры, вынужденные действовать в двух разных средах.

ГЕНЕРАЛЫ ПРОШЕДШЕЙ ВОЙНЫ

Говорят, что генералы готовятся не к будущей войне, а к прошлой. В Сфере Великорасы этот фактор, вероятно, ещё и жестоко усугублён ретроэволюцией. Иначе трудно объяснить столь явные параллели между космическими баталиями с Конкордией и тактикой морской войны на Тихом океане.

Дело даже не в излишне узнаваемых линкорах, авианосцах, а также эсминцах и крейсерах, объединённых под общим названием «фрегаты». Проблема во взаимодействии «авиации» и «флота». Наверное, лишь ретроэволюция не даёт адмиралам заметить, что кораблей и самолётов у них уже нет, есть только космические аппараты разного типа. Причём, вопреки логике XX века, большие аппараты, способные «прошивать пространство», окажутся быстроходнее мелких. А если «корабли» могут уйти от «самолётов», авиация теряет смысл.

Эти соображения слишком очевидны, чтобы обладающие развитым стратегическим мышлением военачальники Сферы не учитывали их. И прогрессивная тактика («выстрелил — ушёл в матрицу», «показался — не понравилось — ушёл в матрицу»), хотя и бессистемно, но применяется. Несомненной находкой, буквально новым словом в искусстве звёздных войн, являются Х-крейсера, или «космические субмарины». Но большей частью бои ведутся по старинке.

ГЕНЕРАТОР ЗАЩИТНОГО ПОЛЯ

Генератор защитного поля, установленный на флуггере «Дюрандаль», несомненно, крупное достижение инженерно- фантастической мысли. Но с самим бронеполем связано много странностей. Некоторые его возможности вступают в противоречие не только с физикой, но и с логикой. Этим, впрочем, грешат и защитные поля кораблей большинства других вселенных.

Поле «Дюрандаля» отражает как лазерные лучи, так и пучки позитронов, извергаемые бортовыми орудиями истребителей ягну. Одно и то же поле! А ведь в первом случае речь идёт о потоке фотонов, а во втором — о заряженных частицах. Позитроны действительно можно «отбить» магнитным полем. Земное, в частности, защищает поверхность планеты от космических частиц. Но чем, кроме чудовищной гравитации, можно «погнуть» световой луч?

Конечно, нам неизвестны возможности технологий Великорасы. И не столь уж странно, что её инженеры способны защитить истребитель от лазерного огня. Странно, что, окружённый полем, он… остаётся видимым. Ведь свет не проникает внутрь кокона — иначе и луч бы проходил. А значит, фотоны не могут отразиться от корпуса и донести информацию до наших глаз. При включении «лазерозащитного» поля объект должен «исчезать».

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Хомяк
№ 1
03.12.2011, 15:54
Цитата:
А как же свет из тех самых иллюминаторов кораблей?
Кстати, оперативные базы таки можно обнаружить путем банального шпионажа. Туда ведь ходит огромное количество кораблей с ГСМ и нямкой для персонала.

Цитата:
Это даст гарантию, что противник не заметит летящую навстречу картечь.
Противник заметит пуск и работу ракетного двигателя. И сможет, например, отвернуть в сторону, выставив на пути ваших шариков непреодолимые для них аэрозольные облака. Кроме того, как уже было сказано, поражающие элементы разбрасываются ПОПЕРЕК курса и удар будет происходить по касательной. Чем ближе удар к перпендикулярному, тем больше КПД, тем большая часть энергии будет сообщена "молекулам в небольшом объеме вещества". А чтобы на одну и ту же энергию придать больший импульс, и как следствие иметь менее касательный удар, нужна большая масса. Другое соображение: чем больше скорость, тем больше радиус, в котором успеют разойтись осколки, и больше вероятность поражения. Скорее всего, будет что-то оптимальное.
Цитата:
Если все это снять, получится конечно много прибавочного веса. Если флуггеры могут свободно маневрировать в космосе, то им хватит энергии обойтись без больших плоскостей. Современные крылатые ракеты на деле не столь и крылатые. Аэродинамические рули можно заменить отклоняемым вектором тяги. Шасси - бесспорно, очень много места занимают. Нацепить на обтекаемый корпус страшную бесформенную фигню очень хочется. Теплоизоляция будет актуальна и как защита от лазерного огня. А вот возможность посадки на планету вне аварийного режима дорого стоит.
Цитата:
Если мне не изменяет память, там есть определенное время релаксации и определенная точность прыжка, которая ограничивает возлюбленную мирфом тактику "выстрелил - убежал в матрицу"
ГЕНЕРАТОР ЗАЩИТНОГО ПОЛЯ
Да он станет невидимкой, но не в том смысле, что стелс-пихота. Обнаружить его по эффекту гравитационной линзы все равно будет возможно. Поэтому "медленно приближающийся силуэт" - это лажа, а "отметка на экране локатора" - вовсе нет.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться