Google+
Тёмная сторона города «ДЮНА» ФРЭНКА ГЕРБЕРТА. ЭКРАНИЗАЦИИ 100 лучших книг Игровые новеллизации в России
Версия для печатиИнтервью: Контакт: Гарри Манфредини
Кратко о статье: Этот человек создал мелодию, которую за несколько секунд припомнит всякий уважающий себя фанат ужастиков, хоть ты его среди ночи разбуди. Речь о знаменитой музыкальной теме «ki-ki-ki ma-ma-ma» из фильма «Пятница 13». В этом году у Гарри Манфредини вышел коллекционный бокс-сет, где представлена вся музыка, которую он написал для серии фильмов о Джейсоне Вурхизе. Это стало замечательным поводом для интервью с маэстро.

Маэстро тринадцатой ноты

ГАРРИ МАНФРЕДИНИ

Думаю, что не погрешу против истины, предположив, что самым выдающимся хоррор-композитором Северной Америки можно назвать Гарри Манфредини. Человека, создавшего мелодию, которую за несколько секунд припомнит всякий уважающий себя фанат ужастиков, хоть ты его среди ночи разбуди. Речь о знаменитой музыкальной теме «ki-ki-ki ma-ma-ma» из фильма «Пятница 13», предопределившего развитие жанра киноужасов на долгие годы вперёд. В начале нынешнего года у Гарри Манфредини вышел коллекционный бокс-сет, где представлена вся музыка, которую он написал для серии фильмов о Джейсоне Вурхизе. Это стало замечательным поводом для интервью с маэстро...

Сегодня вы один из самых известных хоррор-композиторов в мире. А как всё начиналось, что вдохновило вас встать на этот путь?

С самого раннего возраста я мечтал быть кинокомпозитором — даже раньше, чем узнал, что для этого требуется. Я слышал музыку в своей голове. Хоть и не знал, как её записать или даже просто сыграть, — но я её слышал! Однажды в детстве мне приснился сон: я стоял в тёмной комнате, а поверх моей головы били лучи проектора, показывающие фильм. Прямо же передо мной стояло что-то вроде «волшебного пианино». Я называю его волшебным, потому что из него можно было извлечь абсолютно любой звук, который мне хотелось сыграть. Это было очень загадочно... И вот, как вы сказали, я стал «одним из».

Какие композиторы повлияли на вас?

Моим первым увлечением была музыка Джакомо Пуччини, которую обожал мой отец, а вслед за ним полюбил и я. Думаю, она оказала на меня сильное воздействие своим драматизмом. Ещё была музыка Стэна Кентона, писавшего прогрессивный джаз в начале 1950-х. Это был авангард даже для своего времени — джаз с уклоном в классику. Конечно же, повлияли все кинокомпозиторы, которых я слышал, включая бессмертных Херрмана, Ньюмана, Корнгольда, Темкина и многих других. А во время учёбы в колледже я открыл для себя великих мастеров ХХ века: Стравинского, Дебюсси, Равеля, Веберна, Бартока и так далее.

Джейсону тоже нравится музыка Гарри

С Дарио Ардженто, мастером джалло — итальянских трэш-ужасов

В конце концов вам удалось осуществить свою мечту. Какой была ваша дорога в мир кино?

Это случилось, когда я работал над своей докторской диссертацией в Колумбийском университете Нью-Йорка. К тому моменту я уже почти оставил мечты о карьере кинокомпозитора. Но мой однокурсник Билл Рамаль работал в музыкальной индустрии, он и помог мне туда пробиться! Я стал сочинять поп-шлягеры и даже заставки для радио. В это время я познакомился с Арлоном Обером, который взял меня под крыло, и мы начали вместе работать над детскими фильмами. Некоторые из них оказались достаточно успешными. Режиссёр одного из этих фильмов, Гэри Темплтон, познакомил меня с Шоном Каннингэмом, который в то время также занимался созданием детских фильмов. Через некоторое время Шон пригласил меня для работы над «Пятницей 13»...

Был ли это своеобразный «момент истины», изменивший всю вашу жизнь?

Да, конечно, это стало великим этапом в моей карьере, но непосредственно на тот момент «Пятница» была для меня просто очередной работой, которую нужно было сделать. Никто тогда не представлял, что этот фильм станет культовым. Сейчас я особенно горжусь этим саундтреком, поскольку считаю, что мой вклад в картину поспособствовал её успеху.

С тех пор вы преимущественно работаете над хоррор-проектами (в числе которых был и ещё один знаковый фильм — «Повелитель желаний»). Это обусловлено грандиозным успехом «Пятницы» или же просто ужасы — ваш любимый жанр?

Конечно, успех «Пятницы» привёл к тому, что я стал работать над множеством других хоррор-фильмов. Этим жанром очень легко проникаешься, а расстаться с ним очень сложно. Как говорится, расти там, где ты пророс.

Не сказал бы, что ужасы — мой самый любимый жанр, но вышло так, что в нём я добился наибольшего успеха. Хоррор-музыка позволяет компози- тору опробовать максимальное количество техник и вариаций при работе над саундтреком, это самый свободный стиль. Хотя, конечно, меня часто просят придать музыке фирменный аромат «Пятницы». Я принимал участие в работе более чем над 115 фильмами, снятыми в самых разных жанрах. Я люблю драмы и комедии. Когда выпадает возможность, я рад проявить себя и в этих жанрах тоже.

Что самое сложное в создании хоррор-саундтрека? Нужны ли какие-то специальные навыки, особенное видение, чтобы правильно передать настроение?

Ух ты! Отличный вопрос. Постараюсь ответить на него, не впадая в профессорское занудство. Очень важна комбинация места действия, времени действия и цветовой гаммы. В фильмах ужасов существует тонкая грань между собственно ужасом и смехом. Как можно заметить, в этих фильмах часто встречаются комические персонажи. Это делается для психологической разгрузки. Также за это в ответе и музыка. Когда публика в зале расслабляется и напряжение спадает, это делает последующие резкие сцены — нападения, внезапные появления из-за угла — более эффективными и страшными. Так что самая сложная вещь здесь — это манипулировать настроением аудитории, заставлять зрителей вжиматься в кресла и подпрыгивать от ужаса всякий раз, когда того потребует сценарий фильма. Я думаю, для этого нужно умение чувствовать настроение потенциальных зрителей, а также умение найти общий язык с режиссёром для достижения желаемого эффекта.

Даже космические клоуны-убийцы любят его музыку!

Когда вы делаете саундтрек, вам необходимо перед этим посмотреть фильм от начала до конца? Или не так уж сложно написать музыку, не увидев ни единой сцены и владея только общей информацией о фильме?

Я предпочитаю посмотреть фильм целиком, прежде чем браться за работу. Для меня это — единственная возможность почувствовать себя на месте зрителей. Пропустить через себя те чувства, которые они будут испытывать во время просмотра. Это даёт мне шанс разглядеть замысел режиссёра. Помогает увидеть, в каких местах музыка может произвести наибольший эффект. Это позволяет мне включить ту, оставшуюся с детства способность — услышать музыку в моей голове. Единственный случай, когда я могу написать что-то, не посмотрев сперва фильма, — это когда нужно сделать музыку, которая не связана с сюжетом. Например, что-то, играющее по радио или в ночном клубе...

ДОСЬЕ: ГАРРИ МАНФРЕДИНИ

Гарри Манфредини родился в Чикаго 25 августа 1943 года. Большую часть жизни он занимается музыкой, много лет работал как аранжировщик и исполнитель. Манфредини имеет учёную степень магистра музыки, а также степень мастера искусств. Он создал музыкальное сопровождение к более чем ста кинофильмам. Наибольшую известность Гарри Манфредини принесли его работы для фильмов ужасов, в том числе для таких известных лент, как «Пятница, 13», «Болотная тварь», «Дом» и «Повелитель желаний».

Вы проводите свободное время в компании людей из мира ужасов? Можно ли застать вас на рыбалке с Робертом Инглундом или за бильярдным столом с Кейном Ходдером?

Подумать только, а ведь никто никогда не спрашивал меня об этом! Я пересекаюсь с множеством людей из этой тусовки на хоррор-конвентах, и, конечно, мне очень приятно проводить время в их компании. Но в своей повседневной жизни я не так уж много общаюсь с хоррормейкерами. Предпочитаю тусоваться с музыкантами и композиторами...

Согласны ли вы, что классическая школа музыки сумела выжить в XX веке не в последнюю очередь потому, что тесно сплелась с миром кинематографа?

А это, друг мой, просто потрясающий вопрос! Композиторы, пишущие для кино, очень хорошо осведомлены в новейших музыкальных тенденциях и находятся, что называется, на гребне модных течений. Мы часто подражаем различным стилям и техникам, а также улучшаем и развиваем эти стили, адаптируя их для кино. Думаю, этот факт оказал существенное влияние на «классических» композиторов XX века. Им не могло не понравиться то, что их музыка попадёт в фильмы и таким образом станет доступна не только посетителям филармоний, но и куда более широкому кругу людей. В кино музыка совмещена с изображением, а не просто звучит, и поэтому в кинотеатре она оказывает на посетителей более сильное воздействие, чем во время инструментального концерта. Браво, Его Величество Саундтрек!

Со знаменитым гримёром и декоратором хоррор-фильмов Джошем Тури

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться