Google+
АРСЕНАЛ. МЕТАЛЛУРГИЯ FIREFLY СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ Путеводитель по «Звездному пути»
Версия для печатиИнтервью: Контакт: Сэм Рэйми
Кратко о статье: Режиссёр «Оза: Великого и ужасного» рассказывает, как малобюджетные ужастики растят хороших режиссёров, что плохого в компьютерной графике, почему Эш из «Зловещих мертвецов» поменял пол и кто мог быть отцом баумовской Дороти.

«Режиссёры учатся на фильмах ужасов»

РАЗГОВОР С СЭМОМ РЭЙМИ

«Вы культовый режиссёр для многих наших читателей, — обрадовали мы Сэма Рэйми. — Для одних — из-за серии “Зловещих мертвецов”, для других — благодаря трилогии “Человек-паук”». Но в этот раз Сэм прилетел в Москву не ради своих прославленных киносерий. Вместе с актёрами он представлял фильм «Оз: Великий и ужасный», предысторию знаменитой книги Фрэнка Баума и её экранизации 1939 года. Это первая сказка в фильмографии Рэйми, славу которому принесли ироничные ужастики и кинокомиксы. «Мир фантастики» не мог не спросить о столь неожиданной смене амплуа...

Сэм Рэйми, известный как создатель серии «Зловещие мертвецы», и семейный фэнтези-фильм. Что у них может быть общего? Могли вы представить во времена «Зловещих мертвецов», что будете снимать такие фильмы, как «Оз»?

Действительно, разница огромная. Но до того, как снять «Зловещих мертвецов», я работал над комедиями и драмами. То были непростые времена для всех, кто пробивался в мир кино. Мой партнёр, Роберт Таперт, сказал мне: «У нас совсем немного денег, попробуй снять на них что-нибудь, на чём можно заработать». А единственное, что можно было снять на такие деньги в 1979 году, чтобы это показывали в кинотеатрах, — это дешёвые фильмы ужасов. Он спросил: «Ты сможешь сделать ужастик?» «Даже не представляю!» — ответил я. «Так научись этому!» — сказал Роберт. И я научился и сделал «Зловещих мертвецов». Так что да, я мог представить, что займусь фильмами в другом жанре.

Выходит, ужастики и чёрные комедии служат чем-то вроде стартовой площадки для режиссёров? И Тим Бёртон, и Питер Джексон тоже начинали с них, а теперь снимают высокобюджетное фэнтези.

Верно. Я считаю, фильмы ужасов — это отличная тренировка. Они учат основам подачи сюжета, учат, как нагнетать саспенс, как пугать, как упрощать экспозицию. Фильмы ужасов учат самим основам кинопроизводства.

«Графика удобный инструмент, когда создаёшь фантастический мир. Но я никогда не использую её для замены актёрской игры»

Ваш «Оз» больше основан на фильме Виктора Флеминга 1939 года, нежели на книгах, не так ли?

Сценарий писал не я, но Митчелл Кэпнер, сценарист, основывался в первую очередь на книгах Баума. Он старался придерживаться того, как Баум описывал приход волшебника в страну Оз. Однако мы во многих сценах отдали дань уважения классике 1939 года.

Сэм во время съёмок «Человека тьмы» (1990)

Известно, что роль Оза предлагали Роберту Дауни-младшему и Джонни Деппу. Почему вы остановились на Джеймсе Франко? Что делает его идеальным Озом?

Роберт в тот момент был занят на съёмках «Мстителей», поэтому не смог сыграть. Я думаю, он отлично справился бы. А Джонни Депп отказался, так как посчитал, что роль ему не подходит. Так что когда я занялся кастингом, то сразу подумал о Джеймсе Франко. У нас с ним большой опыт сотрудничества по «Человеку-пауку» (Франко играл Гарри Осборна — прим. МФ), мы отлично понимаем друг друга. Я решил: если уж мне суждено отправиться в это путешествие, я пройду его с тем, кого знаю и кому доверяю. Джеймс — как раз такой человек.

Сэм единственный, кто догадался взять с собой в холодную Москву шапку

ДОСЬЕ: СЭМ РЕЙМИ

Сэм Рэйми (р. 1959) — американский режиссёр и продюсер. Славу ему принесла серия пародийных фильмов ужасов «Зловещие мертвецы», в которой главную роль Эша Уильямса сыграл Брюс Кэмпбелл. Среди других его известных работ — кинотрилогия «Человек-паук» с Тоби Магуайром, чёрную комедию «Затащи меня в ад» и фэнтезийный телесериал «Легенда об Искателе» по книгам Терри Гудкайнда из цикла «Правила волшебника».

Один из ваших прежних соратников, Дэнни Эльфман, снова с вами. У вас была ссора восемь лет назад, и он очень эмоционально заявил, что больше не будет с вами работать. Как вам удалось его вернуть?

Просто он лучший композитор, которого я знаю. Да, у нас бывали ужасные ссоры, потому что мы очень страстно относимся к работе. Я ему: «Должно быть именно так!», а он мне: «Ни за что!» Но мы уважаем друг друга как два художника. Я бы не смог обойтись без его способностей, его эмоций, его невероятного таланта.

Помимо «Оза», вы недавно спродюсировали римейк «Зловещих мертвецов». В нём появится новый главный герой, и это девушка, Мия. Почему Эша заменили девушкой? Было ли это вашим решением?

Дело в том, что я планировал снять четвёртых «Зловещих мертвецов» с тем же Брюсом Кэмпбеллом в роли Эша. Но сейчас вместо этого мы сделали римейк первой части, и этим занимался Федерико Альварес, талантливый молодой режиссёр из Уругвая. И мы решили, что ему не нужен Эш — Альварес может рассказать историю и без него, и это всё равно будет отличный фильм ужасов. А у меня будет возможность продолжить снимать про Эша, когда я займусь четвёртой частью.

Больше шляп!

«Вся анимация персонажей делалась руками, каждое движение брови, губ, вся мимика. Я считаю, так мы сохраняем душу персонажа, делаем каждого из них уникальным и человечным»

Интересно, что новые «Зловещие мертвецы» сделаны без компьютерной графики, да и в «Озе» вы не слишком на неё опирались. Считаете ли вы, что использование компьютерной графики, 3D и прочих спецэффектов в современном кино зашло слишком далеко?

Я считаю, что графика заходит слишком далеко, только когда пропадают человеческие эмоции. Она удобный инструмент, без неё нельзя обойтись, когда создаёшь фантастический мир. Но я никогда не использую её для замены актёрской игры.

Конкретно в «Озе» я отказался от использования некоторых технологий в случае с Финли и Фарфоровой девочкой. Я снял актёров, которые играли со страстью, с юмором, с человечностью. Но я не стал использовать захват движения — ну, вы знаете, систему, с помощью которой актёры управляют компьютерными персонажами. Вместо этого я работал с аниматорами. Они уловили игру каждого актёра и перенесли её на соответствующего персонажа. Конечно, они использовали компьютер, но вся анимация делалась руками, каждое движение брови, губ, вся мимика. Я считаю, так мы сохраняем душу персонажа, делаем каждого из них уникальным и человечным.

Как вам понравилась «Хижина в лесу»? В ней очень много отсылок к вашему фильму. Джосс Уидон связывался с вами, спрашивал разрешения?

Нет, не связывался, но он знает, что я большой поклонник его творчества. У него там были отсылки ко многим фильмам, и увидеть такой реверанс в сторону «Зловещих мертвецов» было для меня честью. Тем более что фильм вышел отличный. Это действительно новое слово, шаг на новый уровень.

Кстати, об одной из ваших отсылок, которая русскому зрителю, возможно, не так заметна. Девушка, с которой Оз расстался в Канзасе, собиралась выйти замуж за мужчину по фамилии Гейл... Получается, Оскар — отец Дороти?!

Поверить не могу, что вы заметили это!

Ну, это наша работа!

Вот оно что! Да, мы вставили эту фразу, чтобы намекнуть: это возможно. И я сказал сценаристам: да никто этого не заметит. Но вам удалось!

«Я решил: если уж мне суждено отправиться в это путешествие, я пройду его с тем, кого знаю и кому доверяю. Джеймс — как раз такой человек»

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться