Проверка на разумность
ДМИТРИЙ БИЛЕНКИН
![]() |
Так вышло, что 1960-80-е годы в СССР были временем «малокнижия»: авторские книги проходили издательское сито с немалым трудом, а вот у коллективных сборников рассказов шансов было побольше. К тому же рассказы охотно печатали многие журналы, даже не имеющие отношения к фантастике. Отчасти по этой причине в советской фантастике появилось поколение блестящих авторов малой прозы. Некоторые из них за всю жизнь не написали произведения объёмнее полусотни страниц — и при этом вошли в историю фантастики. Одним из лучших авторов-«рассказчиков» в период после «оттепели» был Дмитрий Александрович Биленкин. 21 сентября 2013 года ему исполнилось бы восемьдесят лет.
![]() |
В первом сборнике рассказов Дмитрия Биленкина «Марсианский прибой», который вышел в 1967 году в набирающей популярность серии «Библиотека советской фантастики», есть снимок автора. Биленкин там молод, очень серьёзен, даже несколько напряжён и пока без бороды; он не выглядит на свои законные тридцать четыре. В «Антологии советской фантастики» (1968) из двадцатипятитомника БСФ, где переиздана повесть «Космический бог», можно найти ещё одну, совсем маленькую его фотографию — такого же молодого, в чуть сдвинутом набок галстуке и всё ещё безбородого. Свою знаменитую бороду он отпустит чуть позже — и с ненавистной процедурой бритья, отнимающей у писателя так много драгоценного времени, будет покончено навсегда.
Сразу после выхода первой книги Биленкин оказался в десятке лучших советских фантастов, наряду со Стругацкими, Мирером, Булычёвым, Гансовским, Войскунским и Лукодьяновым, Емцевым и Парновым. И хотя срок ему был отпущен до обидного малый, он успел проявить себя в разных литературных областях. Он предпочитал рассказы — и потому, что в них любая, подчас самая дерзкая мысль доносилась до читателя максимально ёмко и концентрированно, и потому, что этот формат нередко был продиктован суровой издательской реальностью. В творческом наследии Биленкина сто двадцать пять рассказов — и в их числе почти нет проходных. Кроме них, он успел опубликовать при жизни большой фантастический роман, четыре повести, а также более трёхсот научно-популярных статей, эссе, очерков, заметок. И ещё ждёт издания автобиографическая повесть «Река Гераклита», над которой он работал в последние годы...
![]() |
Перед тем, как стать журналистом, геолог Биленкин успел поездить по экспедициям |
![]() |
Шуточный коллаж, сделанный фантастом Генрихом Альтовым |
ЗЕМНЫЕ ПРИМАНКИ
Дмитрий Биленкин родился 21 сентября 1933 года в Москве. Его дед по материнской линии читал курс судебной медицины в МГУ, мать была доктором химических наук, специалистом с мировым именем. Отец будущего писателя, инженер-строитель, в 1941 году добровольцем пошёл на фронт. Он был ранен, попал в плен и после того, как войска союзников освободили его из концлагеря, остался за границей. До самой смерти Александра Биленкина в 1961 году бдительные советские кадровики не выпустят его сына в капстраны, так что с отцом Дмитрий Александрович не увидится больше никогда.
Окончив в 1958 году геофак МГУ, Дмитрий Биленкин участвует в геологических экспедициях, но вскоре понимает: ему интереснее научная журналистика. Уже через год он устраивается в «Комсомолку» в отдел науки, где проработает следующие десять лет. «Можно разбудить научного журналиста среди ночи; он — если он настоящий журналист! — сразу поймёт объяснение конструкции свеклоуборочного комбайна, выкажет знакомство с проблемами генетических болезней и поделится с вами последними новостями астрофизики». Эта цитата — из рассказа «Преимущество широты» (1967), где в образе репортёра Андрея угадывается сам автор.
![]() |
На рабочем месте в редакции «Комсомольской правды» |
И ещё одна цитата, оттуда же и о том же: «Любой специалист знал свою область в сто раз лучше Андрея, но ни один из них не имел представления и о половине того, что знал Андрей о всей науке». Это уже будущий задел для фантаста. Профессиональная эрудированность вкупе с умением уловить связи между разными отраслями знания и сделать экстраполяцию помогут в дальнейшем Биленкину-писателю. Для него в словосочетании «научная фантастика» одинаково важны будут оба слова.
![]() |
Та самая фотография с обложки сборника «Марсианский прибой» |
Его первый фантастический рассказ «Откуда он?» (1958) вышел в журнале «Техника — молодёжи». Сюжет прост. На обычном дачном участке проросло чудо-семечко, случайно занесённое из космоса, однако юный лоботряс сорвал инопланетный цветок ещё до того, как учёные сумели исследовать этот феномен. «Мы непоправимо упустили случай разгадать интереснейшую тайну природы; сознание этого гнетёт нас», — читаем в финале. Поскольку рассказ с тех пор ни разу не переиздавался, автор, похоже, относился к литературному исполнению дебютной вещи прохладно. К исполнению, но не к сути.
О том, что люди — вне зависимости от возраста, ума, образования — обладают редким даром проворонить уникальный шанс и тем самым наказать себя и всё человечество, фантаст с понятной горечью напишет ещё не раз. Так, в рассказе «Обыкновенная минеральная вода» тайну происхождения жизни на планете мы так и не узнаём из-за погони коммунальных служб за копеечной выгодой. В рассказах «Ничего, кроме льда» и «Художник» люди либо ненароком, либо намеренно уничтожают два шедевра — природный и рукотворный. В «Случае на Оме» представитель вида Homo sapiens убивает разумное существо, принимая его за бессловесную тварь, а в рассказе «Как на пожаре» из-за идиотской обмолвки диспетчера люди лишаются возможности вступить в долгожданный контакт с инопланетным разумом. Печально, трагично, обидно, но неизбежно.
![]() |
Иллюстрация к рассказу «Догнать орла» (журнал «Вокруг света») |
Человечество плывёт в океане случайностей, считает автор. Во вселенском казино нам выдали стандартный набор фишек, однако не гарантировали выигрыша. Впрочем, писатель так же далёк от тотального пессимизма («человек — ошибка природы»), как и от безоглядного оптимизма («человек — венец творения»). По мнению Биленкина, между Сциллой и Харибдой этих двух благоглупостей можно пройти, если человечество перестанет хвататься за идею собственной исключительности. Разум не приз на финише, не подарок, а инструмент, с которым надо уметь обращаться. «Человек убеждён, что он всегда разумен; на деле же он разумен только тогда, когда способен подметить, оценить новое и, перестроив прежнюю картину мира, действовать в соответствии с реальностью, какой бы она ни была» (из рассказа «Пересечение пути»).
КИР БУЛЫЧЁВ, ПИСАТЕЛЬ—ФАНТАСТ |
Он стал писать фантастические рассказы, потому что для него это был «действенный способ» говорить о Земле, о её сути и её судьбе. Он всегда современен в своих книгах; где бы ни происходило там действие — в дальних галактиках или далёких временах, он говорил о нашем дне и нашей планете. Став учёным, потом журналистом, потом писателем, Биленкин остался русским просветителем, обращавшимся не только к разуму, |
МОРЕ ВСЕХ РЕК
Для кого пишут фантасты? Такой наивный вопрос я задал Биленкину в письме двадцать семь лет назад. Зная его занятость, я не очень надеялся на пространный ответ, а зря. В ответном послании, которое пришло довольно быстро, содержалась развёрнутая формулировка. Вероятно, Дмитрий Александрович сам размышлял об этом, поэтому моё любопытство не застигло его врасплох.
«Читательская аудитория фантастики, по-моему, сложна, как никакая другая, — цитирую его письмо. — Первая её группа более всего жаждет концепций, идей, а как всё написано — уже не суть важно; приятно, когда “идеи” подкреплены ещё и художественностью, но, в общем, не обязательно. Вторая группа ищет в НФ того же, чего и в обычной литературе, а когда не находит, то раздражается (гуманитарная часть интеллигенции, прежде всего, критики и писатели). Наконец, детишки со своими требованиями “пиф-пафа”, но при этом — время такое! — должно быть ещё и что-то “научное” в этом “пиф-пафе”. По-моему, столь разнородные требования не обрушиваются ни на какой другой жанр».
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Альманахи, в которых неизменно участвовал Биленкин, были в советское время едва ли не главной площадкой для фантастики |
![]() |
В 1983 году на свердловском фестивале фантастики «Аэлита» (фото из архива В. Коблова) |
Перечитывая сегодня произведения Биленкина, вдруг понимаешь, что сам он, вовсе не стараясь намеренно охватить все три названные им аудитории, легко их привлекал. Это получалось само собой. О сочинениях в жанре «научного пиф-пафа», интересных не только детишкам, мы поговорим чуть позже. А пока заметим, что Дмитрий Александрович, не злоупотребляя «экшеном», тем не менее умел его писать. Уже упомянутый «Космический бог» — это, помимо прочего, ещё и добротная остросюжетная проза, где положительный герой действует во враждебном окружении; «приключения тела» и «приключения мысли» (выражаясь словами Стругацких) здесь явлены в правильных пропорциях. Из всей трилогии о космопсихологе Полынове средняя часть удалась лучше всего благодаря динамичным боевым сценам, обостряющим конфликт. Мало открыть истину, надо уметь защитить её — иногда с оружием в руках. Если вы сейчас вспомнили слово «лайтинг» (ручное лучевое ружьё типа бластера), значит, вы тоже когда-то читали эту самую повесть.
То же можно сказать и о «художественности». В лучших рассказах Биленкина литературная составляющая не была чем-то периферийным — вспомним хотя бы завораживающее описание марсианского прибоя в одноимённом рассказе: и с позиции геологии, и с позиции изящной словесности всё тут выглядит безупречно. В отличие от некоторых коллег-фантастов (как пламенных гуманитариев, так и убеждённых «технарей») Биленкин не чувствовал противоречия между фантастикой-приёмом, лишь подталкивающим сюжет в нужную сторону, и тем видом НФ, который сам по себе становился сюжетом.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Первая сольная книга Биленкина вышла в знаменитой серии БСФ. В дальнейшем книги писателя выходили там ещё четырежды |
УЧЕНИК ЧАРОДЕЕВ
«За пол тора века своего существования НФ доказала, что по многим, прежде всего техническим, параметрам она в главном и основном чётко прорисовывает будущее (авиация, телевидение, роботы, лазеры, космополёты и т.д.), — рассуждал Биленкин в одном из писем. — Отсюда можно предположить, что и в современной фантастике содержатся основные достижения XXI века. Увы, нет сита, которое отделяло бы верные догадки от ерунды. А будь оно? Ого!..» Это, между прочим, писал фантаст, обладавший прогностическим даром: к примеру, в рассказе «Пустая книга» он предсказал появления букридера — за десятилетие до того, как появился первый прототип. Тем не менее Биленкин не замыкался ни на одном из направлений современной ему НФ. В зависимости от конкретной задачи он мог выступать то «генератором идей», то «изобретателем ситуаций», оставаясь при этом одинаково убедительным и в том, и в другом качестве.
![]() | ![]() |
Иллюстрации к повести «Сила сильных» (журнал «Уральский следопыт») |
Ну какая, например, особая научная идея содержится в рассказе «Ошибка невозможна»? Читателю не важен технический принцип, по которому компьютер узнаёт будущие таланты и выдаёт рекомендации, похожие на приговоры. Главное, что юному персонажу надо сделать выбор: смириться с предначертанным или сопротивляться ему. То же, скажем, и в рассказе «Появление жирафы». Какое нам дело, что за опыты ставят в лаборатории персонажи-учёные; сюжет движется за счёт столкновения не двух научных истин, но двух вечных психологических типов — позёра и трудяги, и только неожиданный «двойной» финал определит, наконец, победителя в схватке самолюбий. Не позабудем и Биленкина-сатирика («Адский модерн», «Сберкасса времени»), и ироничного парадоксалиста («Неумолимый перст судьбы»), и лирика («Чара», «Смешанка»), и мастера высекать искру конфликта, сопрягая различные эпохи: вызванный из прошлого виртуальный Булгарин в рассказе «Проба личности» оказывается не ископаемым монстром, а вполне узнаваемым негодяем — умным, циничным, приспособленным к любому времени.
В своих научно-фантастических (сделаем ударение на первом слове) произведениях Биленкин не обошёл ни одну из традиционных тем: великие открытия, космос, жизнь на Марсе, путешествия во времени и так далее. Иногда придумывал что-то совершенно новое, как в «Принципе неопределённости», а иногда пользовался готовым антуражем, чтобы подтвердить или опровергнуть некие логические конструкции. Тогда научная идея становилась трамплином для последующих размышлений писателя о том, что ему представлялось более значимым, чем самые важные открытия.
![]() |
Иллюстрация к рассказу «Чужие глаза» (журнал «Юный техник») |
Среди проблем, всерьёз волновавших фантаста, выделим одну — актуальную и по сей день: возможность использовать передовые технологии для того, чтобы стреножить человеческую мысль. В руках обскурантов от власти открытие вполне условных «левоспиральных фотонов» запросто может «законсервировать» настоящее — в ущерб грядущему: «Тьма людей заинтересована в сохранении сегодняшнего порядка. Будущее им враждебно, ибо они догадываются, чем оно им грозит» («Запрет»). Противоестественно, когда, управляя знанием, люди культивируют невежество и используют достижения человеческого разума для того, чтобы этот разум эффективно гасить. «Голос в храме» — рассказ о том, как религиозные фанатики успешно превращают командную рубку космического корабля в место для пыток инакомыслящих. «Ночь контрабандой» — о том, как с помощью генератора инфразвука дурят обывателя, верящего в буйство потусторонних сил. «Конец закона» — о том, как плодами технической революции в сфере ТВ пользуются пропагандисты технофобии и наукофобии. В той же повести «Космический бог» негодяй Гюисманс выглядит особенно омерзительным после своего программного монолога о проекте насильственной «остановки прогресса» на Земле. Кандидат в диктаторы сообщает о намерении дать людям вот такой «выход их энергии, отчаянию, ненависти»: «уничтожать лаборатории, жечь книги, избивать учёных». Чтобы остановить подобное чудовище, даже мирный психолог Полынов вынужден взяться за лайтинг...
Спокоен песок вдали, незыблемы, как вечность, красные скалы. Только здесь, только в этом заливе и только у самого берега катится марсианский прибой.
Это значит, что далеко в просторах песчаных океанов разгулялась такая буря, что её порывы сотрясают зыбкую почву как землетрясение. И тут, в заливе, колебания совпадают в резонансе, микроструктура прибрежья меняется, песок обретает текучесть. Вероятно, так, подробней никто не знает и не торопится узнать — на Марсе пока слишком много безотлагательных дел.
Я стараюсь не пропустить ни одного прибоя. Сижу, смотрю, слушаю и думаю. Очень хорошо думается наедине с явлением, подобного которому нет нигде. Исчезает время, исчезают границы пространства, даже тела своего не ощущаешь: лишь ты и прибой, никого больше.
Теперь берег пуст. А раньше здесь было людно. Помню, как были потрясены радисты Земли просьбой прислать плавки. Да, нашёлся шутник, которому не терпелось натянуть поверх скафандра плавки, чтобы окунуться в прибой. Новички летали сюда купаться, чтоб было о чём порассказать на Земле; старожилов влекла тоска по воде, настоящей воде, настоящему прибою, настоящему морю. Никто не мог противостоять искушению.
Рассказ «Марсианский прибой»
РЕМ ЩЕРБАКОВ ЖУРНАЛИСТ, ЛИТЕРАТУРОВЕД |
Биленкин был человек отнюдь не угрюмый, но довольно замкнутый. Он неохотно пускал посторонних в свой интимный мир и за многие десятилетия нашей дружбы лишь иногда, да и то как-то вскользь, касался личного и сокровенного. Казалось, что обычные в жизни каждого человека события — карьера, семейные неурядицы, любовная интрига — для него просто не существуют. Всегда спокойный, чуть погружённый в себя, немногословный Биленкин держал себя одинаково в подвыпившей дружеской компании, на писательской конференции, при яростных спорах в кружке молодых фантастов, которым он руководил. И лишь меткое замечание, неожиданная шутка или внезапная улыбка убеждали, что он «здесь», а не «ушёл в себя», что он внимательно слушает и остро переживает. |
ЮРИЙ РЕВИЧ, ФАНТАСТИКОВЕД |
Он был одним из первых, кто тогда, наконец, осознал — фантастика не есть просто способ красивого преподношения неких научных идей (а это были годы торжества классической науки, когда всем ещё казалось, что мир можно устроить по-научному, разумно и рационально, если постараться). Биленкин уже в конце шестидесятых писал «Фантастика — не наука. Это литература, литература, литература!», то есть это всё равно всегда о людях, и характерах, и человеческих отношениях, а не о мёртвых железках или бегущих по проводам электронах. |
ФИРМА ПРИКЛЮЧЕНИЙ
В 1966 году в журнале «Юность» появился фантастический детектив «Кто?», автором которого значился некий Павел Багряк. Сведения о нём были крайне скупы, фотопортрет странен, и понадобилось немало времени, прежде чем читатель сообразил: такого человека в природе не существовало. А вот такой писатель существовал — и чувствовал себя неплохо.
«Мы часто сходились так затем, чтобы вместе сочинять приключенческие повести. Поначалу столь обычная в науке и столь редкая в литературе форма содружества казалась нам оригинальной забавой, могущей развлечь нас и читателей, но постепенно что-то стало меняться. Наши способности, знания, темпераменты сплавились настолько, что возникла как бы общая, самостоятельная личность, отчасти похожая на нас, а отчасти совершенно нам незнакомая», — эта обширная цитата из рассказа Биленкина «Человек, который присутствовал» объясняет, каким образом возник феномен «Павла Багряка», «синтетического» писателя-фантаста или, лучше сказать, многоголового сказочного змея. Его «головами» были Дмитрий Биленкин и журналисты Валерий Аграновский, Ярослав Голованов, Владимир Губарев и Виктор Комаров.
После первой повести вышло ещё несколько публикаций в сборниках, затем появилась отдельная книга в «детлитовской» серии «Библиотека приключений и научной фантастики» — знаменитой «рамочке». Поначалу совместные произведения Павла Багряка задумывались скорее как пародии — и на западный фантастический масскульт, по косточками разобранный в книге Кингсли Эмиса «Новые карты ада», и на масскульт отечественный, унылый, обязанный разоблачать «их нравы» и потому щедро приправленный всеми пропагандистскими штампами (угнетённые трудящиеся, коварная военщина, купленная наука, бессильная полиция и прочее). Всякий внимательный любитель фантастики, обнаружив, например, что у Багряка в неназванной капстране денежные единицы именуются кларками и лемами, не мог не заподозрить подвоха. Однако пародия — жанр компактный и летучий: быстро загорается, быстро перегорает. Едва пятёрка соавторов взялась за сюжеты по-настоящему, Багряку стало скучно просто насмехаться над жанровыми стереотипами. Тут же выяснилось, что на поле качественного фантастического детектива у пятиглавого дракона нет конкурентов. Так что работа пошла всерьёз и без оглядки на халтурщиков.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Павел Багряк написал немного — один роман и пять повестей. Но переиздавали их не раз |
«Ребята сначала хулиганили, развлекались, но получилось интересно, — вспоминает Татьяна Биленкина, вдова Дмитрия Александровича. — Вся эта команда собиралась вместе, обсуждали идею, потом придумывали сюжет и составляли развёрнутый план-проспект, предлагая и отвергая или принимая предложенные ходы. Затем они распределяли куски, каждый писал свою часть, а потом Валерий (или, может быть, Ярослав — не помню) сбивали всё вместе, «склеивали» текст, убирали несоответствия и т.д. Очень интересно угадывать, какую часть писал муж (стиль они старались выдерживать единый). Мне удавалось угадать по некоторым деталям, которые не могли быть придуманы никем, кроме него, например — в одной из повестей журналист сидит в кафе и пьёт... молоко (Дима не любил спиртное и любил молоко во всех видах — в том числе и молочный суп). Ребята довольно долго скрывали псевдоним, придумывали шуточную биографию Багряка, соединив все оконченные институты, места работы, жён и детей — для одного человека всего этого было, конечно, многовато». И вновь процитируем рассказ самого Биленкина: «С удивлением мы заметили, что она (фигура Багряка — прим. МФ) обретает над нами власть. Она не желала ограничиваться созданием искусного вымысла, она хотела большего и ради этого большего требовала от нас полной душевной отдачи». И хотя не все вещи писателя-пятиглавца одинаково равноценны, а совместная работа зачастую оборачивалась не столько творчеством, сколько ремеслом, Багряк сыграл свою роль в развитии жанра. Его лучшие вещи (в особенности «Синие люди») останутся в анналах — наряду с произведениями признанных фантдетективщиков. И, главное, стало ясно, что этот жанр в нашей литературе нужен и востребован...
ДАВАТЬ И БРАТЬ
«Давать и брать» — так называется один из рассказов Биленкина. В фантастическую оболочку помещена важная мысль о том, что любая цивилизация, достигнув пика, уйдёт навсегда, если закуклится, но может выжить (в той или иной форме), если встроится во вселенский процесс взаимного обмена знаниями и эмпирическим опытом. Именно взаимного: в этой схеме и молодые миры, и миры с тысячелетним бэкграундом должны быть донорами и реципиентами одновременно.
![]() |
В Свердловске возле стелы, обозначающей границу Европы и Азии |
Рассказ был написан ещё в 1973 году, а девять лет спустя Дмитрий Александрович стал руководить — наряду с Евгением Войскунским и Сергеем Снеговым — ежегодным семинаром молодых фантастов. Благодаря своей знаменитой бороде и капитанской трубке Биленкин выглядел суровым мэтром, перед которым мы поначалу трепетали. Но стоило присмотреться внимательнее и прислушаться к голосу, как иллюзия рассеивалась: выдавали его отчаянно молодые глаза и юношеский азарт. Наставник и опекун? Да. Наблюдательный критик? Да. Бронзовеющий гуру? Ни в коем случае. Руководить семинаром фантастов он стал, между прочим, ещё не достигнув пятидесяти лет. Сейчас большинство его «семинаристов» уже перешагнули этот рубеж...
Не побоюсь глобальности сравнений: подобно сверхцивилизации, описанной в его рассказе, сам он давал нам, дебютантам 1980-х, чрезвычайно много. И не только в смысле повествовательной техники или выбора сюжетов (хотя и это было, разумеется). Он щедро делился с нами всем своим накопленным литературным опытом — и положительным, и отрицательным. Он не стеснялся учить нас не только на наших, но и на собственных ошибках. Раз за разом он подводил нас к пониманию того, что написанный текст обязан быть самодостаточным, и никакие авторские намерения и никакие внешние обстоятельства тут значения не имеют: важна сделанная работа — строчки, абзацы, страницы. Когда вещь готова, «автор не может стоять у газетного киоска и каждому объяснять, что он хотел сказать своим произведением» (его слова). Оглядываясь назад, я вижу: значение учёбы у Биленкина нельзя было измерить количеством обсуждённых и рекомендуемых к публикации либо — чего греха таить — приговорённых к переработке или корзине рассказов и повестей. Нередко атмосфера его семинара оказывалась важнее конкретики. Биленкин приучал нас думать над написанным. Он обучал ясно мыслить и ясно излагать.
![]() | ![]() | ![]() |
Вне серии БСФ книг у Биленкина было совсем немного |
— Извините, если окажется, что я зря побеспокоила вас, — быстро проговорила Сель. — Перейду к делу. Тот песок, который вы сегодня показывали Волку, ещё у вас?
— Какому волку? — Космонавт, не отрываясь, смотрел на Сель.
— Вот он.
— А, мой серый приятель! Теперь припоминаю. А в чём, собственно, дело?
— Это действительно песок?
— И даже очень красивый. — Борк медленно улыбнулся. — Показать?
Он вынул из стола знакомую Волку трубочку.
— Прелестен, правда?
— Это точно песок? Не колония живых организмов?
— Нет, конечно! Откуда такая мысль?
— Он прошёл карантин?
— Разумеется! Простите, я всё ещё не понимаю...
— Возможно, это не совсем песок.
Улыбка Борка погасла. Он ждал.
Сель коротко пересказала всё, что знала.
— Не хочу обидеть нашего серого друга... — В голосе Борка прозвучала ирония. — Согласитесь, однако, что...
— Волк никогда не ошибается в фактах, — резко сказала Сель. Брови Борка поднялись. — Он может ошибаться в выводах. Но если он говорит, что песчинка повела себя подобно живому организму, то так оно и есть.
Рассказ «Город и Волк»
![]() |
Иллюстрация Евгении Стерлиговой к роману «Пустыня жизни» (журнал «Уральский следопыт») |
Надеюсь, и мы что-то давали ему взамен — например, не просто возможность оттачивать на малых сих педагогический и литературно-критический дар, но и право помогать нам потом, когда вещи были уже готовы к печати: подталкивать своим авторитетом издательскую тележку, буксующую на наших опусах. Быть может, он радовался чувству победы, когда в результате «мозгового штурма» вдруг мелькала искра понимания. Или его вдохновляло ощущение того, что сказанные им слова нами услышаны и усвоены — пусть не в полном объёме. Или... Не знаю. В ту пору мы не рисковали спрашивать, а сейчас, спустя десятилетия, спросить не у кого.
«Мои дела однообразны: сон, еда, прогулка — и опять по второму циклу, — рассказывал он в письме, едва отойдя после инфаркта. — И трудно наплевать на этот режим растительного образа жизни, так как после часа-полутора настоящей работы голова садится, как разряженный аккумулятор, доказуя тем, что мысль хотя и нематериальна, но весьма энергоёмка и требует приличного сердца. Ну а его надо разрабатывать, эта процедура ещё месяцев на девять». Однако этих девяти месяцев у него уже не оказалось.
Приз имени Ивана Ефремова от журнала «Уральский следопыт», чьим постоянным автором был Биленкин, ему вручили уже посмертно.
![]() | ![]() |
В 1981 году Биленкин стал одним из ведущих (вторым был лётчик-космонавт Георгий Гречко) в пятом выпуске знаменитого телеальманаха «Этот фантастический мир», где были инсценированы фрагменты рассказов Рэя Брэдбери «О скитаньях вечных и о Земле» и Кира Булычёва «Выбор» |