Google+
ТОР MARVEL Сбывшийся киберпанк Терминаторы МИРЫ. DRAGONLANCE
Версия для печатиВрата Миров: Миры. Криптон, родина Супермена
Кратко о статье: Родная планета Супермена погибла в момент расцвета, оставив Земле беспокойное наследство: супергероев, суперзлодеев, суперсобак, уменьшенные города и зелёные кристаллы криптонита. «Мир фантастики» рассказывает о космической Атлантиде DC Comics, её жителях и их способностях.

Осколки родины

КРИПТОН И КРИПТОНЦЫ

А если завтра ваша планета взорвётся?

Альф

Криптон — греческое слово, означающее «тайный». Так называются инертный газ и компьютерный язык. Но для миллионов поклонников вселенной DC это Атлантида космоса, погибшая родина Кал-Эла, более известного как Кларк Кент или Супермен. Какой была планета, порождавшая супергероев и суперзлодеев, и почему она погибла в зените величия? Из этого создатели первого супергероя Джерри Сигель и Джо Шустер не делали никакой тайны. Напротив, история Криптона — одна из самых проработанных и подробно описанных во вселенной DC.

СТРАНА ГЕРОЕВ

Сигель и Шустер породили Криптон мимолётно, одной фразой. Откуда у Человека из стали его суперспособности? Всё «по науке»: он инопланетянин, у него на родине все такие. А в контакт с Землёй они до сих пор не вступили потому, что погибли вместе с планетой. Появись Кларк Кент в мире комиксов на пару десятилетий позже, его наверняка сделали бы землянином-мутантом, но в 1930-е не так много знали о генетике. Зато космические оперы про пришельцев из космоса были в самом расцвете. В те годы учёные уже догадывались, что при низкой гравитации человек сможет играючи поднимать огромные камни и совершать скачки, которым позавидовал бы двухметровый кузнечик. По этой причине и Джон Картер на Марсе, и уэллсовский Кейвор на Луне обладали такой силой, что с лёгкостью расшвыривали хлипких туземцев.

Эта же идея легла в основу и суперспособностей Кларка Кента. Конечно, низкая гравитация не могла бы объяснить появление летающего и стреляющего лучами из глаз полубога, которого мы знаем теперь. Ею нельзя оправдать ни невероятную реакцию Супермена, ни его сверхчеловеческие слух и зрение, ни феноменальную память. Но надо помнить, что изначальный набор геройских «скиллов» был куда скромнее. В первом выпуске авторы похвалялись, что Супермен может перепрыгивать дома, а кожу Человека из стали пробивает только снаряд из пушки. Как мы знаем, современная версия супергероя способна выжить в эпицентре ядерного взрыва, путешествовать в открытом космосе без скафандра и летать на Солнце, не приобретая даже загара. А уж пушечными снарядами нынешний Кал-Эл может играть в пинг-понг.

Суперспособности героя росли от выпуска к выпуску, и Сигель и Шустер загнали себя в тупик. Получалось, что если Супермен — типичный представитель своей расы, то на Криптоне все до единого могучи и неуязвимы. У авторов, пожалуй, хватило бы смелости представить мир, где взрослые левитируют на работу со скоростью звука, а дети играют в снежки целыми ледниками. Но как такой народ мог вымереть? Взрыв планеты их не убьёт, а воздух им не очень-то нужен.

Поэтому в канон вошёл компромиссный вариант: криптонцы хоть и были закалены высокой гравитацией, но фантастические силы обретали только в жёлтых лучах земного Солнца. Каждый криптонец, как живая солнечная батарея, впитывает энергию светила, которая позволяет ему творить чудеса. А под светом своей красной звезды сородичи Кларка оставались просто атлетами с продвинутыми технологиями.

ЭТА ВЕСЁЛАЯ ПЛАНЕТА

Каким был Криптон? Представьте себе прекрасный и суровый мир исполинских белых кристаллов, мерцающих в лучах багровой звезды Рао — красного карлика LHS-2520, расположенного в двадцати семи световых годах от Земли. Впрочем, вообразить Криптон во всей его красе землянин не способен, даже если прочёл все комиксы о Супермене (что само по себе требует сверхчеловеческих сил). Родная планета Кал-Эла переливалась цветами, которых нет в привычном людям спектре. Диаметром Криптон в полтора раза превышал Землю, и притяжение его было сильнее. Многие из населявших планету видов, таких как собаки и обезьяны, напоминали земных. Но водились здесь и существа, способные повергнуть в шок ксенобиолога. Так, суровые условия Криптона породили насекомых, грызущих металл и стекло, как термиты древесину.

По первоначальной версии, Криптон погиб из-за естественной геологической нестабильности. Версия с терактом появилась в более поздних комиксах

Разумное население Криптона внешне не отличалось от землян. Разве что из-за высокой гравитации криптонцы были сильнее среднего человека, а благодаря законам жанра — гораздо красивее. Цивилизация Криптона, управляемая вместо политиков Научным советом, была воплощённой утопией. Местная наука на много столетий обогнала земную: криптонцы создавали сверхмощные компьютеры, победили болезни и старость, клонировали людей и отдельные части тела. Они умели строить здания из «солнечного камня» — кристалла, мгновенно вырастающего и принимающего заданную форму. Так они создали прекрасные города Криптонополис, Арго и Кандор, полные театров, библиотек и храмов, воздвигнутых в честь звезды Рао. Возможно, религиозный пыл криптонцев был бы слабее, знай они, что под другим солнцем смогут летать и ловить пули пальцами.

Джор-Эл: физик, геолог, конструктор и тюремщик в одном лице

Но жизнь на утопической планете никогда не была спокойной, даже до появления разумной жизни. Ещё на доисторическом Криптоне безумный учёный Бертрон вырастил монстра по имени Судный День. В попытке создать совершенного человека Бертрон выбрасывал на планету, полную доисторических хищников и несъедобных кристаллов, одного гомункулуса за другим. Учёный добился определённого успеха: очередное его творение не только обрело сверхсилы, но и прикончило творца. В новейшую эпоху Криптон тоже не знал ни минуты покоя — на нём то и дело случались грандиозные катаклизмы. Достаточно сказать, что Криптонополис стал столицей после того, как предыдущую столицу, Кандор, суперзлодей Брэйньяк уменьшил и похитил для своей коллекции. Вместе с живыми обитателями.

Какую планету развалили!

У Криптона две луны. Могло быть и побольше, если бы безумный учёный Джакс-Ур не уничтожил спутник Вегтор в ходе эксперимента. По его милости планета оказалась окружена кольцом мелких астероидов, а полёты в космос запретили на много лет. «Заботливый» гомункулус Уничтожитель даже пытался изменить ДНК криптонцев так, чтобы попытка покинуть планету грозила им гибелью. Это не единственный случай, когда прогресс оборачивался к жителям Криптона своей тёмной стороной. Так, одно время криптонцы создавали клонов-рабов, не способных мыслить, но со временем против этого выступило движение аболиционистов. Разразилась крупнейшая гражданская война, в ходе которой организация «Чёрный Ноль» заминировала ядро планеты, решив, что пусть Криптон лучше не достанется никому, чем рабовладельцам. Взрыв удалось предотвратить, но, как оказалось, лишь на время…

На Криптоне всё было «супер»: мужчины, девушки, собаки и обезьяны

Конечно, не все криптонские учёные творили безумства. Мудрых и достойных хватало всегда, и к таким относилась вся династия Элов. Далёкий предок Супермена, Гам-Эл, основал Криптонополис, ставший со временем столицей всей планеты. Но величайшим из династии был отец героя, Джор-Эл. Он входил в Научный совет, изобрёл летающие машины и пытался заново открыть для криптонцев космос. Отец Супермена установил первый контакт с землянином — провалившимся в прошлое супергероем Джеком Найтом по прозвищу Звёздный человек. Самым значительным достижением Джор-Эла можно считать открытие параллельных измерений, одно из которых, Призрачную Зону, превратили в тюрьму для криптонских злодеев.

Именно Джор-Эл открыл мрачную истину, что его родина обречена. Он исследовал ядро Криптона и обнаружил, что цепная реакция, запущенная много лет назад «Чёрным Нолём», медленно, но верно приближает планету к взрыву. Впрочем, в разных версиях канона причиной тому становились то природные катаклизмы, то саботаж со стороны соседей по звёздной системе — жителей планеты Дэрон (об этом рассказывает изданный в России комикс «Супермен: Земля-1»). А если верить фильму «Человек из стали», криптонцы сами погубили планету, черпая ресурсы из её недр. Шансов уцелеть у расы, почти забывшей о космических полётах, оставалось мало, времени на спасение — тоже. Что хуже всего, Научный совет не поверил россказням Джор-Эла, прослывшего в консервативном криптонском обществе неугомонным чудаком. В отчаянной попытке спасти хотя бы своего новорождённого сына Кал-Эла учёный спешно изобрёл ракету, способную преодолевать межзвёздные расстояния, и запустил мальчика в сторону единственной известной ему обитаемой планеты — Земли. Ядро Криптона взорвалось через считанные минуты после старта.

Так закончилась история планеты Криптон и началась история новых, всемогущих криптонцев.

КРИПТОНИТ

С 1943 года радиоактивный минерал из ядра Криптона верой и правдой служит комиксистам, исполняя роль «бога из машины». Когда нужно добавить драмы и не дать Супермену раскидать врагов небрежными щелчками, на сцене появляются эти зелёные кристаллы. Завидев их, Кал-Эл начинает корчиться, как вампир от распятия, теряет способности и становится уязвимым. Впрочем, зелёный криптонит, разрывающий связь криптонцев с энергией Солнца, лишь один из множества видов этого минерала, придуманных комиксистами. Есть красный криптонит с непредсказуемым эффектом. Есть золотой, отбирающий способности навсегда, есть криптизиум, их возвращающий, и икс-криптонит, дающий сверхсилы землянам. Есть даже розовый, введённый смеха ради в одном из выпусков «Супергёрл»: он превращает криптонцев-натуралов в геев и делает голубое трико Кларка более уместным.

Как правило, встреча с криптонитом ничего хорошего Супермену не сулит, но изредка кристаллы могут ему помочь. С помощью золотого криптонита он иногда обезвреживал криптонских преступников. А зелёный помог хирургам провести на Супермене операцию, сделав уязвимой его обычно непробиваемую кожу.

НЕ ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН

Супермен упал с неба, словно уайлдовский Звёздный мальчик, и был представлен читателям как последний представитель вымершей расы. Но скоро выяснилось, что сородичей Кал-Эла рано хоронить. В «Серебряный век комиксов», наступивший в 1950-е, сценаристы выдумывали одного выжившего криптонца за другим. Правда, первое время их фантазии были однообразны: могло показаться, что на Криптоне все от мала до велика носили трико, плащи и приставку «супер». Одной из первых таких «переделок» стала Супергёрл, она же Кара Зор-Эл или Линда Ли — двоюродная сестра Супермена, дочь его дяди Зор-Эла. Появление этой героини в 1959 году публика восприняла как смелое признание женской эмансипации. Но в сущности Супергёрл была точной копией Супермена, только противоположного пола, в мини-юбке и со светлыми волосами.

История того, как Кара уцелела после гибели Криптона, оказалась грандиозной. Город Арго, где жил Зор-Эл с семьёй, после взрыва планеты не обратился в пепел, как ему подобало, а улетел в космос на относительно целом осколке планеты. Криптонцы, используя продвинутые технологии, окружили свой астероид силовым полем, начали воспроизводить кислород и успели неплохо обустроиться, прежде чем поняли, что обречены. Криптонит из ядра планеты после взрыва оказался на поверхности Арго и начал отравлять его жителей. Прежде чем умереть вместе с остальными, Зор-Эл успел отправить одинокую ракету с девочкой в сторону Земли.

Генерал Зод (в центре), Урса и Нон. Армия Криптона явно заказывала форму у Юдашкина

История с летающим городом, позаимствованная, вероятно, из романа Жюля Верна «Гектор Сервадак», была совершенно не реалистична, но поклонников супергеройского жанра такие мелочи обычно не смущают. Другое дело, что она слишком напоминала историю самого Кал-Эла. В более поздней версии недочёты исправили. Во-первых, Арго превратили из города на поверхности Криптона в одну из его лун, уже колонизированную к моменту катастрофы. А во-вторых, Кара Зор-Эл стала старшей кузиной Супермена, которую отправили присматривать за маленьким Кал-Элом. Её ракета летела до Земли дольше, чем планировалось, и пролежавшая эти годы в анабиозе девушка стала моложе братика на десять с лишним лет.

Создавая вариации на тему Супермена, комиксисты «Серебряного века» порой теряли чувство меры. Например, согласно комиксу «Супербой» 1959 года, маленький Кал-Эл рос вместе с… суперобезьяной по кличке Беппо, которая тайно пробралась в его ракету незадолго до старта. Каким-то чудом перевес не помешал дружной парочке долететь до Земли, где у Беппо проявились уже известные нам способности. А подросший Кларк получил в подарок от сценаристов ещё и суперсобаку. Пса Крипто Джор-Эл отправил в испытательный полёт, прежде чем подвергать риску сына, но ракета сбилась с курса и достигла Земли позже. На новой родине Крипто обрёл интеллект среднего землянина, способность летать и привычку носить красный плащ на голое тело. В конце 1980-х сценаристы попытались очистить канон от этого суперзоопарка, но со временем не удержались и несколько раз снова показали милашку Крипто.

Куда интереснее и ярче у создателей получились сородичи Кларка, выбравшие путь суперзлодея. Введение в историю плохих криптонцев стало закономерным ходом: где ещё взять достойных противников неуязвимому Супермену, как не среди ему подобных? Нельзя же в каждом выпуске ослаблять беднягу при помощи вечнозелёного криптонита. Супермену пришлось иметь дело и с безумным Джакс-Уром, и с уродливым Бизарро — безмозглым клоном, похожим на зомби в костюме Супермена, и с «первым криптонцем» — чудовищным Судным Днём, который в одном из комиксов даже убил нашего героя (разумеется, ненадолго).

Однако самым впечатляющим криптонским злодеем стал генерал Дрю-Зод. Бывший соратник Джор-Эла, Зод когда-то создал армию клонов и устроил военный путч на Криптоне, но потерпел поражение. Несостоявшегося диктатора заперли в Призрачной Зоне вместе с любовницей Урсой, сыном Лор-Зодом и помощником Ноном (последний, между прочим, был учителем молодого Джор-Эла). Совет Криптона рассчитывал хорошенько проучить мятежника — и в результате спас его от гибели, а заодно подложил свинью Супермену. Все заключённые Призрачной Зоны уцелели после катастрофы, и, выбравшись со временем на свободу (в деталях комиксы и фильмы расходятся), Зод немедленно продолжил злодействовать в космических масштабах: попытался покорить Землю и убить отпрыска ненавистного Джор-Эла.

Из врагов Супермена генерал Зод по известности уступает только Лексу Лютору. При этом криптонец куда более могуществен. Именно генерал в фильме «Супермен 2» разгромил голыми руками армию США, подчинил своей воле Лютора и погубил подругу Супермена Лоис Лейн. Зод и его сообщники стали главными злодеями и в новом фильме «Человек из стали». Здесь генерал уже не столь однозначный злодей, скорее, кто-то вроде полковника Куорича из «Аватара». Ведь он не просто пытается покорить Землю, но надеется спасти за счёт человечества криптонцев. Супермен, противостоящий ему, выглядит почти предателем своего народа.

КРЕПОСТЬ ОДИНОЧЕСТВА

У Супермена есть свой уголок Криптона на Земле. Это исполинская Крепость Одиночества — цитадель, в которой супергерой уединяется для размышлений, научных экспериментов или отдыха. Местонахождение крепости не известно никому, кроме Супермена, его ближайших друзей и миллионов читателей, которые знают, что она спрятана во льдах Арктики. Идею этой цитадели Сигель и Шустер позаимствовали из комикса про Дока Сэвиджа, наряду со многими чертами Супермена.

Согласно первому фильму «Супермен», крепость создана из саморастущего «солнечного кристалла», который завещал сыну Джор-Эл. Благодаря этой крепости великий учёный сумел «пережить» катастрофу в виде интерактивной голограммы, которая обучает и наставляет Супермена. Крепость служит Кларку не только убежищем, но и музеем родной планеты: помимо голограммы, в ней находятся гигантская статуя его родителей и макет города Кандора в бутылке.

НОВЫЙ КРИПТОН

Введение Призрачной Зоны и выживших в ней преступников вызвало у читателей закономерный вопрос: почему честные граждане Криптона не пытались спастись таким же образом? Разве пересидеть взрыв в тюрьме хуже, чем быть разорванным на куски? Сценаристы тоже осознали противоречие и сумели его разрешить. В поздних комиксах упоминается немало невинных криптонцев, которые сбежали в Призрачную Зону, предвидя взрыв. Иной способ избрал молодой Дев-Эм: он заперся в анабиозной камере на орбите, поверив предупреждениям Джор-Эла. А позже выяснилось, что и Зор-Эл вовсе не проявил самоубийственный героизм, отослав Супергёрл с Арго на единственной ракете. Он с женой сумел спрятаться в ещё одном, не упоминавшемся раньше измерении — Зоне Выживания.

Но самая большая диаспора криптонцев уцелела в городе Кандор, украденном андроидом Брэйньяком за много лет до катастрофы. Спустя годы похититель городов прибыл на Землю, чтобы пополнить коллекцию новой родиной Супермена, городом Метрополисом. Начистив негодяю физиономию, Кал-Эл отобрал у него бутылку, где находился миниатюрный Кандор, освещённый искусственным солнцем размером с пятак. Вернуть городу прежний размер было непростой задачей, но ещё труднее оказалось наладить диалог с криптонцами, которые провели десятки лет в изоляции и не знали ни о гибели родины, ни об особенностях земного Солнца. Многие обитатели Кандора восприняли обретённые суперсилы как доказательство расового превосходства над землянами. Ещё немного, и Супермену пришлось бы спасать Землю от сотни тысяч супер-расистов.

Разбить? Поставить на полку? Сдать как стеклотару?

Выход нашёл, как ни странно, злодей Лекс Лютор, который совершил доброе дело из чистого эгоизма — ему и одного-то Супермена было много, а тысячи конкурентов в борьбе за мировое господство и подавно его не радовали. С помощью Лютора жители Кандора создали собственную планету в Солнечной системе на месте пояса астероидов. Так появился Новый Криптон, куда переселились и уцелевшие жители Арго, и даже генерал Зод, решивший снова побороться за власть. У почти вымершей расы появился новый дом, а значит, и надежда.

И лишь самый известный криптонец не стал перебираться на Новый Криптон — на Земле остался Кал-Эл. Или, точнее, Кларк Кент. Ведь, если подумать, он меньше всего похож на уроженца Криптона — Супермен вырос в Канзасе и в душе остаётся обычным американским парнем. Просто очень сильным.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Max-88
№ 1
11.01.2015, 11:06
Я тут в мульте видел, что в гибели Криптона виноват компьютер.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться