Google+
БЕСТИАРИЙ. МАЛЕНЬКИЕ ЗЕЛЁНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ История ядов Вампиры нового Мира Тьмы «Властелин Колец» Толкиена: Магия Средиземья
Версия для печатиВрата Миров: Слово редактора: Информаторий
Кратко о статье: В этом выпуске информатория мы рассказываем о судьбе прекрасного и, к сожалению, несколько подзабытого фантаста советских времён — Яна Ларри, автора «Необыкновенных приключений Карика и Вали».

Врата миров (№126, Февраль 2014)

Информаторий

Вопрос: Я тут слышал мимоходом про какого-то юного и наивного писателя, который в тридцатые годы немножко подвинулся на советской пропаганде и решил, что единственный достойный его читатель — непосредственно Сталин, чего мелочиться. Ну и решил лично ему писать фантастический роман, отправляя по главке за раз. В итоге он, конечно, был обвинён в антисоветчине и расстрелян. Единственное что — имя забыл и не могу найти, как его звали. Не поможете вспомнить, дорогая редакция, кто это такой?

Евгений, Калуга

«Страна счастливых», не принёсшая счастья своему создателю

Можем предположить, что речь идёт о Яне Ларри и его неоконченном романе «Небесный гость». Правда, то ли слышали вы не совсем верный рассказ, то ли подзабыли... В общем, «не выиграл, а проиграл, не в лотерею, а в карты».

Для начала, к тому времени (а речь идёт не о тридцатых годах, а о 1940-м) Яну Леопольдовичу Ларри было уже сорок лет. Он родился 15 февраля 1900 года в Риге. В девять лет осиротел. Бродяжничал, потом работал половым в трактире, учеником в часовой мастерской; экстерном сдал гимназический курс. Когда настала Первая мировая война, был призван в армию, потом перешёл на сторону большевиков и во время Гражданской воевал уже за них. После того как переболел тифом, был демобилизован, уехал в Харьков, устроился журналистом в газету «Молодой ленинец» и закончил биологический факультет Харьковского университета. В 1926 году вышли в свет его первые книги — «Украденная страна» и «Грустные и смешные истории о маленьких людях». В том же году Ларри переехал в Ленинград, где работал в журнале «Рабселькор» и газете «Ленинградская правда».

В следующие годы он немало печатался — были изданы книги «Окно в будущее» (1929), «Как это было» (1930), «Записки конноармейца» (1931). Но его произведения подвергались суровой редактуре и цензуре — Ларри потом вспоминал в мемуарах: «Мои рукописи так редактировали, что я и сам не узнавал собственных произведений, ибо, кроме редакторов книги, деятельное участие в исправлении «опусов» принимали все, у кого было свободное время, начиная от редактора издательства и кончая работниками бухгалтерии...»

Однако это было только начало неприятностей. Очередной их виток последовал, когда в 1931 году Ян Леопольдович написал повесть-утопию «Страна счастливых».

Невзирая на то, что в повести был показан весьма романтизированный социализм, имя писателя на несколько лет попало в «чёрные списки». Чего только не ставили ему в вину! И то, что его герои не собираются бороться за мировую революцию и «крепить интернациональную солидарность», а летят на Луну; и то, что «страна социализма» не защищается от своих врагов (а должна, просто обязана! У нас не может не быть врагов!)... И ещё одно — не проговариваемое в открытую, но отнюдь не оставшееся незамеченным. В стране, где всё большее влияние обретал Сталин, издание книги, где одним из отрицательных героев был человек по фамилии Молибден — изворотливый, мнительный, коварный, упрямый, «с ненавистью ко всему, что выходит за пределы земли», — мягко скажем, не гарантировало безоблачную писательскую карьеру...

«Бросим заниматься земными делами!» — карикатура на «Страну счастливых»

Ларри, огорчённый и разозлённый реакцией на его повесть, решил уйти из литературы — он устроился в НИИ рыбного хозяйства, закончил при нём аспирантуру и только иногда писал кое-какие статьи в ленинградские газеты. Однако через несколько лет оказалось, что бросить сочинительство не так-то просто: когда Самуил Маршак начал искать автора, который мог бы написать научно-популярное произведение для детей об энтомологии, начальник Ларри — известный географ и биолог Лев Берг — посоветовал своего подчинённого. Что из этого получилось, мы все знаем — одна из лучших советских фантастических книг «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Ян Ларри, вдохновлённый поддержкой живого классика детской литературы, довольно быстро написал повесть... но дальше издательская машина забуксовала. Даже в весёлом, абсолютно далёком от какой бы то ни было крамолы произведении о жизни людей в мире насекомых цензоры выискивали недолжные для Истинно Советского Человека мысли: «Неправильно принижать человека до маленького насекомого. Так, вольно или невольно, мы показываем человека не как властелина природы, а как беспомощное существо...»

В общем, потребовалось всё влияние Маршака, которому повесть Ларри очень понравилась, чтобы «Необыкновенные приключения» были напечатаны — сначала в журнале «Костёр», потом отдельной книгой.

Мы можем только гадать, почему Ян Ларри, который вроде бы вполне адекватно оценивал происходя-

щее вокруг, решился на совершенно самоубийственную авантюру — переписываться со Сталиным. Была ли это наивность? В определённом смысле — наверняка. Переоценка своих сил? Совершенно точно. А ещё — искреннее желание сделать мир лучше... Так или иначе, в декабре 1940 года Сталину пришло письмо.

Ни у одной исторической личности не было ещё своего писателя. Такого писателя, который писал бы только для одного великого человека. Впрочем, и в истории литературы не найти таких писателей, у которых был бы один-единственный читатель...

Я беру перо в руки, чтобы восполнить этот пробел.

Я буду писать только для Вас, не требуя для себя ни орденов, ни гонорара, ни почестей, ни славы...

Вы никогда не узнаете моего настоящего имени. Но я хотел бы, чтобы Вы знали, что есть в Ленинграде один чудак, который своеобразно проводит часы своего досуга — создаёт литературное произведение для единственного человека, и этот чудак, не придумав ни одного путного псевдонима, решил подписываться Кулиджары...

После такого зачина резонно было бы ожидать чего-то верноподданического, льстивого, лизоблюдского. Но нет — Ларри от лица марсианина, наблюдающего жизнь в СССР, пишет сатирический роман. Марсианин зорок: от него не укрываются ни бездарные и жестокие законы, ни бедность, ни цензура, душащая и культуру, и науку...

Конечно же, в свою очередь не укрылся и Ян Ларри — от НКВД. Через четыре месяца после отправки первого письма автора вычислили и арестовали. По обыкновению тех времён, суд был чистейшей формальностью. Обвинительное заключение гласило: «Посылаемые Ларри в адрес ЦК ВКП(б) главы этой повести написаны им с антисоветских позиций, где он извращал советскую действительность в СССР, привёл ряд антисоветских клеветнических измышлений о положении трудящихся в Советском Союзе. Кроме того, в этой повести Ларри также пытался дискредитировать комсомольскую организацию, советскую литературу, прессу и другие проводимые мероприятия Советской власти». Что означало статью 58-10 Уголовного кодекса — и, к счастью, не расстрел, а «всего лишь» лишение свободы сроком на десять лет с последующим поражением в правах на пять лет. То есть пятнадцать тяжелейших лет, вычеркнутых из жизни.

Книга выдержала множество переизданий...

...в 1987 году — через десять лет после смерти Яна Ларри — по ней был снят фильм...

Ян Ларри сумел выжить в жесточайших условиях ГУЛага и не сломаться. В 1956 году он был реабилитирован — и вернулся к любимой литературе. Он сотрудничал с детскими журналами, в 1961 году вышли сразу две его книги: «Записки школьницы» и «Удивительные приключения Кука и Кукки». А незадолго до его смерти в «Мурзилке» была опубликована сказка Ларри «Храбрый Тилли: Записки щенка, написанные хвостом».

Умер Ян Леопольдович Ларри в 1977 году. Писатель надолго пережил читателя-тирана.

...а в 2005 году — ещё и мультфильм

КАРИК И ВАЛЯ

Цифровая музыка

Фильм «Необыкновенные приключения Карика и Вали» был во многом новаторским. Во-первых, по спецэффектам — большую часть времени герои проводят в микромире. А во-вторых, это первый советский фильм, где в саундтреке (написанном Виктором Бабушкиным) использовались исключительно цифровые виртуальные инструменты. Предполагается, что они были взяты из нотного редактора Sibelius, только-только вышедшего на тот момент в Лондоне.

Мальчик, как тебя зовут?

Если имя героини «Необыкновенных приключений» никаких вопросов не вызывало — Валентины (и женщины, и мужчины) нередки, — то сокращение «Карик» заставляло задуматься: а от какого полного имени оно произошло? Карл, Карен, Кареслав, Карп, Кармий... вариантов масса. В книге объяснения не давалось. Конец догадкам положил фильм: старшего брата Вали звали Оскаром — так же, как сына Яна Ларри. Может быть, Оскар Ларри стал и первым читателем «Приключений»: в 1937 году, когда писалась книга, ему было девять лет.

Не совпадает!

Хотя сценарий фильма достаточно близок к книге, хватает и разночтений. Так, в книге овчарка Джек, идя по следу пропавших детей, доводит их маму и своего хозяина до квартиры профессора Енотова, — а в фильме боксёр Фридрих, помимо этого, спасает профессора от медведки. В отличие от книги, в фильме нет наводнения, но есть пожар, а бдительная милиция ищет детей практически там, где нужно. В книге же только профессор понимает, куда надо идти: стрекоза — невольный транспорт Карика и Вали — своих координат не оставляла!

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться