Google+
Разговор с Анджеем Сапковским Дэнни Эльфман ИЙОН ТИХИЙ БУЛЫЧЁВ МУЛЬТ
Версия для печатиВрата Миров: Место действия: Микромир
Кратко о статье: «Мама, у нас в саду живут гномики!» Если вы в детстве не слышали этой фразы — значит, поблизости просто не было ни одного сада. Сказочники и фантасты то и дело населяют окрестные луга и дома крошечными человечками, и порой в этот миниатюрный мир случается проникнуть и людям.

Важен каждый миллиметр

МИКРОМИР

Непознанные миры, где не ступала нога человека, с давних пор влекли к себе искателей приключений. Когда-то, во времена Жюля Верна, едва ли не каждое белое пятно на карте казалось сказочной страной. В прошлом веке столь же загадочными казались другие планеты, и по ним разлетелись книжные авантюристы всех мастей. Романы в жанре фэнтези отодвинули грань ещё дальше — в них люди осваивают параллельные вселенные... Но порой незачем искать необитаемые острова или неизученные расы за сотни световых лет от дома. Иногда они оказываются прямо у нас под носом — просто их никто не замечает.

Нельзя однозначно утверждать, что маленьких человечков нет. Их просто очень трудно найти. Ведь мало кому придёт в голову ползать по собственной квартире с лупой, заглядывая во все щели. Тем же, кто живёт за городом и искренне увлекается природоведением, едва ли хватит целого лета, чтобы рассмотреть во всех подробностях одну-единственную лесную поляну. Люди смотрят на мир с высоты своего роста, а значит, спрятаться от нас проще простого — достаточно быть маленькими и юркими. Стоит ли удивляться, что под носом у подслеповатых и неповоротливых людей расцвели целые цивилизации? Некоторые из них охотно идут с нами на контакт, другие стараются держаться от человечества подальше, ну а третьи и вовсе отлично устроились: целые народы живут за счёт людей, подбирая по углам крошки еды и полезную в хозяйстве мелочь. Таких существ можно было бы счесть обычными вредителями — но, на своё счастье, они обладают разумом и стараются не слишком нам мешать. Миниатюрные человечки обычно весьма изобретательно обставляют свой быт: выброшенный старый ботинок или миска становятся лодкой, обрывки ниток используются вместо верёвок, а обычная спичка служит крепкой колонной, поддерживающей крышу.

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

Как часто бывает в нашем жанре, история разумных вредителей начинается с эльфов — но на этот раз Толкин ни при чём. Профессор сам гневно заявлял: «Чума на Уилла Шекспира с его пресловутыми крылатыми малютками!» В высоких луговых травах Британии испокон веков жили не скандинавские альвы, а английские пикси и брауни. Английские этнографы ещё в древности хорошо изучили их повадки. В отчётах рассказывается, что пикси — воры и проказники: они любят сбивать путников с дороги и воровать у них лошадей, а если проберутся в дом — устроят в нём кавардак. К сожалению, их быт обычно не описывается. Может быть, они и прокормились бы сами, не будь рядом людей, но зато сразу вымерли бы от тоски, когда не над кем стало бы подшучивать.

Пикси. Сразу видно — нечисть!

А вот брауни в дикой природе не водятся — только рядом с домами. Некоторые их племена занимаются собирательством — ищут в лесах плоды и ягоды. Но самые сообразительные стараются поселиться в хорошем доме, где помогают людям по хозяйству, а за это иногда берут себе зерно или молоко. Пожалуй, в современной литературе к ним ближе всего домовые эльфы из «Гарри Поттера»: живут они за счёт людей, но стол и кров отрабатывают более чем усердно.

Зато Терри Пратчетт описал в книге «Маленький вольный народец» самых что ни на есть настоящих пикси. От мятежного горного народа Нак Мак Фиглов бед ещё больше, чем от сказочных пикси: если те были просто вороватыми, то горцы с энтузиазмом саранчи уносят всё, что плохо приколочено, прихватывая заодно и гвозди, а по пути бесчинствуют и дебоширят. Впрочем, «добропорядочные» эльфы, изгнавшие этих хулиганов из своих владений, немногим лучше. На счастье всех людей, живут эльфы в собственном мире и обычно не могут пробиться к смертным.

На Земле же со временем от излишне ретивой нечисти стали избавляться. Когда настала Викторианская эпоха, старые мифы начали облагораживать на новый манер. Изрядно измельчавшие эльфы слились воедино с феями, получив от своих новых родственников неземную красоту и новый набор заклинаний. Благородным лилипутам стало уже не к лицу воровать у людей пропитание, и они стали осваивать самостоятельную жизнь. Тогда же появилась новая мода — заводить человечков в качестве питомцев.

Конечно же, речь о всемирно известной сказке «Дюймовочка». Андерсен рассказывает нам, что эльфы живут независимо от людей: малютки обитают в цветах, порхая от растения к растению на крыльях, похожих на стрекозиные. Про быт и традиции этого народца больше ничего не говорится, зато описывается, как одинокая дама обустраивала жизнь своей приёмной дочки — Дюймовочки. Кровать ей сделали из скорлупы грецкого ореха, а лепесток тюльпана служил девочке лодкой. Уже в нашем веке ручного лилипута завёл себе Корней Чуковский — только Бибигон был неисправимым мальчишкой, потому вместо элегантного лепестка пытался плавать в драной галоше.

Дюймовочке попался странный лес: все хотели взять её в жёны, а не съесть

Впрочем, новая традиция не прижилась: вряд ли разумный человек согласится, чтобы какие-то великаны сделали из него домашнего питомца. Вспомните хоть Гулливера, оказавшегося в Бробдингнеге. Даже Дюймовочка сбежала от своей любящей покровительницы к вольному народцу. А ведь далеко не все люди так же дружелюбны... Поэтому современные человечки по-прежнему пытаются жить так, чтобы люди их не замечали.

Брауни во многом похожи на наших домовых

Пожалуй, быт таких карликовых цивилизаций лучше всего описан в аниме «Ариэтти из страны лилипутов». Хаяо Миядзаки описывает довольно редкую ситуацию: народец, называющий себя добывайками, не имеет ничего общего с эльфами и духами природы. Они отличаются от людей только размером и привычками, а поэтому, конечно же, стараются жить поближе к цивилизации. Устроились они очень неплохо: в человеческом доме и опасностей гораздо меньше, чем в дикой природе, и пропитание добыть несложно. А чтобы люди не хватились своей еды и не принялись охотиться на добываек, те стараются брать как можно меньше.

В «Ариэтти» микромир показан с редкостной любовью к деталям — чего стоит один только крошечный чайник, напиток из которого приходится выдавливать по капле! Вода в маленьком носике действительно будет вести себя именно как в пипетке — из-за поверхностного натяжения. Герои фильма — семья лилипутов — очень изобретательно обставляют своё жилище: развешивают по стенам марки вместо картин и пишут стрекозиными «перьями» (точнее, конечно же, крыльями) вместо гусиных. Если же на пути человечков встретится опасный хищник, то самым надёжным и проверенным оружием оказывается обычная булавка.

Увы, лилипуты в конце концов зашли в тупик. Людей на планете становится всё больше, прятаться от них всё сложнее, а потому в наше время добывайки оказались под угрозой вымирания. Похоже, у маленьких народцев остаётся только один способ сосуществовать с людьми: перестать паразитировать и перейти на самообеспечение. Не очень хочется обзывать коротышек и пикси обидным словом, но научное определение неумолимо: организм-паразит питается чужими ресурсами и ничего не даёт взамен. Единственное, чего биологи не учли, — что такой образ жизни может вести целая цивилизация!

У добываек истинно японский быт: и от природы не отрываются, и благами цивилизации пользуются

Чтобы не отставать от прогресса, некоторым выходцам из маленького народца пришлось освоить новые профессии — и вслед за древними брауни перейти к симбиозу, то есть взаимовыгодному соседству с людьми. В повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки» рассказывается о целом обществе лилипутов, которые отвечают за бесперебойную работу всевозможной техники, от старинных часов с кукушкой до холодильников и радиоприёмников. У людей они почти никогда не воруют — начальство за такое по голове не погладит. Видимо, в развитом гарантийном сообществе есть не только своя радиостанция и налаженная транспортная сеть, но и способ поставки продуктов. Впрочем, скрываться от излишне любопытных детей иногда всё-таки приходится, чтобы не мешали работать. А по доброй традиции, унаследованной ещё от Щелкунчика, человечки воюют с мышами — хотя неохотно и совсем не со зла. Мыши первые начали.

Наконец, можно попросту поселиться в каком-нибудь месте, где людей вообще не водится. Больше всего повезло коротышкам из «Приключений Незнайки»: они исколесили все окрестности и даже побывали на Луне, а в контакт с человечеством так и не вступили. Города коротышек были совершенно независимы: они выращивали ягоды и фрукты обычных размеров и могли не один месяц питаться каким-нибудь особо крупным яблоком. Местные изобретатели тоже не преминули воспользоваться масштабом окружающей природы. Малыши плели мосты из льняных стеблей и прокладывали водопровод из тростинок.

Но даже самостоятельным народам не удаётся вечно прятаться от людей. Есть среди наших собратьев отдельная, на редкость любопытная порода — исследователи. Раньше учёные довольствовались тем, что наблюдали за царством эльфов через лупу и строчили отчёты. Но потом кому-то пришла в голову идея: а что, если уменьшить самого человека? Вот тут-то всё, как говорится, и завертелось: началось нашествие людей. И сразу же выяснилось, что не только миниатюрные цивилизации бывают на редкость экзотичными, но и сам микромир разительно отличается от привычной нам природы!

Хотите себе такие же острые уши — уменьшайтесь с помощью магической подзорной трубы! («Артур и минипуты»)

Проще всего было тем, кому попался по-настоящему сказочный народец, как в «Долине папоротников» (1992). В этом мультфильме феи уже не первый век охраняют тропический лес, который люди, недолго думая, решили сровнять с землёй.

Хватило лишь одного неправильно прочитанного заклинания, чтобы простой рабочий Зак уменьшился до нужных размеров и начал увлекательное путешествие по закромам природы. К счастью, от опасностей его оберегала фея по имени Криста, однако герою пришлось крепко задуматься над человеческим поведением и сразиться со злобным духом, который встал во главе лесорубов.

Самый смертоносный зверь на свете — боевая колибри! («Эпик»)

Такое же волшебное превращение произошло и с другой любопытной особой — Мэри-Кэтрин из мультфильма «Эпик» (2013), которую королева лесного народца сделала совсем крошечной. Мэри-Кэтрин тоже пришлось встать на защиту леса, только на этот раз угрожали ему не люди, а злобные духи-поганцы. Самая интересная особенность микромира в этой картине — ускорение времени: маленькие человечки видят людей будто бы в замедленной съёмке, а потому всегда успевают прятаться от любопытных глаз. В реальности биологи действительно доказали, что насекомые не только двигаются молниеносно, но и время воспринимают соответственно — из-за того, что нейроны у них гораздо чаще передают информацию. Например, для мухи время ускоряется почти в семь раз! Интересно, что в «классических» сказках про лесной народец всё было наоборот: человек мог провести в волшебной стране одну ночь, а потом вернуться назад и обнаружить, что прошла добрая сотня лет.

В книге «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» крошечных человечков всего двое: сам Нильс и гном, который наложил на него заклинание в отместку за шалость. Может быть, где-то в шведских лесах и прячутся целые поселения таких гномиков, но Нильсу за время странствий доводилось встречаться только со всевозможными говорящими зверями да с парой оживших статуй. До огромных насекомых, к счастью, дело не дошло: по сравнению с другими покорителями микромира Нильс выглядит настоящим гигантом. Наверное, дело в том, что изначально Сельма Лагерлёф хотела написать увлекательный учебник по географии родной страны — вряд ли для такого дела подошло бы путешествие с перелётной саранчой.

А маленький народец из мультфильма «Артур и минипуты» (2006) заклинаниями не владеет — хоть и выглядят здешние герои как заправские пикси, но на деле это просто необычное африканское племя. Конечно, переход в их мир не обходится без ритуала: нужно в полнолуние встать у специального прибора, покрутить особым образом медные кольца и вежливо попросить у минипутов разрешения войти. При этом человека можно не только уменьшить до крошечных размеров, но и внешне сделать его похожим на минипута — что даже в сказочных мирах редкость. Кстати, во второй части придумали ещё один способ уменьшиться: надо просто как следует скрутить человека лианами, чтобы выжать из него всю лишнюю воду.

Страна минипутов представляет собой смесь самых разных миров: сказочные законы соседствуют здесь с хитроумными машинами дедушки Арчибальда, местные жители строят дома из шишек и надевают шапочки из бутонов, но при этом держат вполне современный диско-клуб с огромной пластинкой, на которой можно потанцевать. А главный злодей хочет не уничтожить мир, а всего лишь поработить гордый народец, но при этом его летающие на комарах солдаты выглядят ничуть не менее зловеще, чем поганцы.

НЕПРАВИЛЬНЫЕ ЛИЛИПУТЫ

Мн огое о миниатюрных народах мог бы рассказать знаменитый мореплаватель Гулливер. Вот только английскому врачу посчастливилось попасть в такие края, где не только сами люди шести дюймов роста, но и вся природа им пропорциональна. До появления Человека-Горы лилипутам не приходилось беспокоиться о своих размерах, и быт у них был точно таким же, как в других известных Свифту странах.

Зато при обыске Гулливера лилипуты составили подробный перечень его имущества — и вот тут им пришлось изрядно напрячь фантазию. Носовой платок они предлагали использовать вместо ковра, расчёску сравнивали с частоколом, а часы вообще приняли за предмет культа. Что самое странное, когда следователи залезли в табакерку, они тут же принялись чихать. Видимо, помол был отменный!

А вот если бы у них вместо лошадей были пауки...

ТОРЖЕСТВО НАУКИ

Но может случиться и так, что рядом с людьми не обнаружится никаких неизведанных цивилизаций. Представляете, какое разочарование: в поисках эльфов учёные придумывают всё более мощные микроскопы, обшаривают окрестные луга и леса — а там нет ни малейшего следа крошечных человечков. Что же тогда делать — отступиться?

Нет, любопытство исследователей так просто не унять. Оказалось, что микромир невероятно интересен сам по себе, даже если там нет братьев по разуму. Если найдётся способ уменьшить человека безо всякой магии, то обычная лужайка станет для него фантастической чужой планетой. Первопроходцу травяных джунглей придётся изучить повадки местных инопланетян: хищных стрекоз, коварных пауков, муравьёв с их загадочным коллективным разумом. На каждом углу будут подстерегать опасности — то неуклюжие обитатели большого мира устроят землетрясение, то дождь польёт. При этом правила игры будут везде разными: стоит отойти всего на сотню метров, и джунгли превратятся в болото или горный хребет.

Описать приключения в микромире очень просто: надо всего лишь повнимательнее присмотреться к ближайшей лужайке и запустить туда героя — случайно или намеренно. Именно на этом нехитром приёме почти все авторы и строят сюжет. А дальше начинается самое любопытное: чем дальше развивается наука, тем больше мелочей приходится учитывать, чтобы история стала достоверной. Эльфы, ведущие себя так же, как в большом мире, сразу сходят с дистанции — разве что Ариэтти достанется утешительный приз за капельки воды. И даже научно-фантастические авторы о многом забывают — например, про замедление времени не пишет почти никто. Впрочем, первые экспедиции по травяным джунглям запускали ещё в те времена, когда учёные даже и не надеялись прочитать сигналы с нейронов насекомых. В середине XX века исследователи добросовестно описывали ту часть микромира, которую тогда могли увидеть.

Документальный фильм «Микрокосмос». Сюжет — похлеще любой фантастики!

Так дипломаты, пытавшиеся наладить контакт с коротышками, уступили место биологам. Пожалуй, самое известное нашим читателям путешествие по стране насекомых — это сказка Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (1937), в которой брат с сестрой выпили особую микстуру профессора Енотова и отправились на прогулку по загородному лесу. Место оказалось не сказочное, а очень даже опасное. За каждой травинкой могла притаиться хищная медведка или какой-нибудь паук — например, водомерка. Ребятам и профессору пришлось сражаться с красными муравьями, питаться молочком тлей и яйцами малиновки, мастерить себе корзинки из засохших водорослей и рюкзаки из сброшенных панцирей насекомых... В общем, приключение получилось в лучших традициях Робинзона Крузо, а заодно читатели узнали множество занимательных подробностей об экосистеме окрестных лесов.

Следом пришли инженеры — ведь рано или поздно настоящий исследователь обязательно задастся вопросом: может ли человек вынести из мира насекомых что-то полезное? Этот вопрос всю жизнь терзал Сергея Сергеевича Думчева, о котором повествует книга Владимира Брагина «В стране дремучих трав» (1948). Присматриваясь к своим подопытным, энтомолог пытался приспособить их достижения для нужд человечества. Он наблюдал за движениями их крыльев, чтобы создать летательный аппарат, искал новые ферменты для медицины, предсказывал погоду по поведению пауков... Неудивительно, что в конце концов профессор создал порошок, который позволил ему самому уменьшиться до размеров насекомого и отправиться на полевые испытания.

Профессор Енотов так хорошо знал повадки насекомых, что по полёту стрекозы определил, где находятся ребята

Увы, именно пылкий энтузиазм и сгубил учёного. Экспедиция затянулась на несколько десятилетий, и за это время Думчев окончательно уверился, что сможет найти в микромире решение едва ли не всех проблем науки. Когда же профессор узнал, как далеко за время его отсутствия продвинулся прогресс, он пришёл в отчаяние и решил, что все его открытия совершенно бесполезны. Странно, что никто не обратил внимания на саму формулу его чудо-порошка: на поприще строительства и авиации инженеры уже давно обогнали насекомых, а вот уменьшать людей до сих пор никто не научился.

Казалось, что освоение микромира и дальше будет идти в ногу с наукой. Но тут случилось страшное: пришли физики. И не просто скромные теоретики из пыльных лекториев, а самые настоящие безумные учёные американского разлива. Таким, как известно, закон не писан — даже если это третий закон Ньютона. Для начала они отказались от порошков и микстур, перейдя на адские машины с загадочными лучами. Затем постановили: подопытные должны не исследовать насекомых, а разбираться с проблемами большого мира. Естественно, особенности микромира были забыты, а самой главной проблемой обычно становился сам учёный.

Одним из первопроходцев был режиссёр знаменитого «Кинг-Конга» Эрнест Шодсак. В 1940 году он решил перейти от великанов к лилипутам и снял цветной фильм «Доктор Циклоп», в котором жестокий исследователь с помощью радиации уменьшал подопытных до миниатюрных размеров. Героям фильма тоже пришлось убегать от маньяка по дебрям дикой природы, причём вместо мирной лужайки это были джунгли Амазонки — там за людьми охотились не пауки с муравьями, а самый настоящий кайман. А уже в 1970-х годах другой безумный учёный, доктор Шринкер («Уменьшатель») из одноимённого сериала, гонялся за своими подопытными целый сезон — уж больно ему хотелось доказать всему миру, что его луч работает.

Интересно, какая у этой двустволки отдача... («Доктор Циклоп»)

Не прошли мимо такой благодатной темы и авторы знаменитой вселенной Marvel. Сегодня команда Мстителей известна всему миру, но только рьяные поклонники комиксов помнят, что в 1960-х годах одним из её основателей значился Генри Пим, Человек-муравей. Этот учёный открыл особые «частицы Пима», которые позволяли изменять размеры любого объекта. Неудивительно, что первое его приключение прошло в муравейнике, а после он сконструировал себе особый шлем, с помощью которого мог отдавать насекомым телепатические приказы. В конце 1980-х необычный герой чуть было не попал на большой экран... но как раз тогда вышла комедия «Дорогая, я уменьшил детей», и продюсеры рассудили, что тема микромира надолго закрыта. Впрочем, в 2015 году у Пима появится второй шанс: фильм «Человек-муравей» уже официально значится в расписании «третьей волны» киновселенной, сразу после «Мстителей 2».

В самом же фильме «Дорогая, я уменьшил детей» чудаковатый изобретатель собрал чудо-луч на чердаке собственного дома. Микромир в этой картине окончательно стал всего лишь фоном для аттракциона. Из опасных насекомых попадаются разве что муравей и скорпион, неизвестно откуда взявшийся на заднем дворе, а основная угроза исходит от людей, которые то и дело норовят совершенно случайно раздавить главных героев. Зато здесь не забыли об одной серьёзной проблеме, с которой обязательно столкнётся любой исследователь травяных джунглей: при уменьшении голос человека становится таким тихим, что позвать на помощь никого не получится.

Художники часто забывали рисовать для масштаба обычные предметы, поэтому в комиксах Человек-муравей выглядел довольно заурядно

Казалось бы, никаких новых открытий уже не будет: выяснилось, что все приключения в таких декорациях очень похожи между собой. Герой уменьшается, долго пытается дать о себе знать, сражается с парой муравьёв — и возвращается обратно. Да и тему исследование насекомых закрыли первые же авторы, познакомившие читателей с микромиром... Но под конец XX века у профессора Думчева неожиданно нашлись последователи.

Команда биологов из серии Юрия Никитина «Мегамир» (1991) не слепо копирует подсмотренное у природы, а занимается освоением новых земель. Для них микромир — это прежде всего решение проблемы перенаселения, а заодно полезный инструмент для экспериментов, требующих тонкой работы. Детский энтузиазм исследователей перекочевал прямиком из прежних «экспедиций» Брагина и Ларри: команда радостно копирует повадки насекомых, заводит себе муравьёв-питомцев и мечтает о том, какое прекрасное новое общество можно было бы построить на столь просторной территории. Но главное отличие серии Никитина от всех предшественников — в том, что при уменьшении меняется физиология самих людей, и от этого микромир выглядит гораздо достовернее и опаснее, чем во всех прежних книгах. Без хитинового панциря человек рискует моментально высохнуть на солнце или насквозь промокнуть, прилипнув к капельке росы. Тонкая кожа не защищает даже от микробов, поэтому исследователям постоянно приходится накачиваться антибиотиками. Даже органам чувств приходится перестроиться под новые размеры — обоняние становятся куда важнее, чем ненадёжное зрение.

«Мегамир», пожалуй, стал самой достоверной книгой в своём жанре — и наверняка будет держать пальму первенства ещё несколько десятков лет. А потом обязательно появится новый исследователь, который посмеётся над наивными учёными девяностых и снарядит новую экспедицию — теперь уже точно самую достоверную.

ФИЗИКИ ПРОТИВ!

Когда заходит речь об увеличении или уменьшении предметов, инженеры всегда вспоминают так называемый «закон квадрата-куба». Закон гласит, что если размер объекта увеличить в некоторое число раз, то его площадь увеличится пропорционально квадрату этого числа, а объём — пропорционально кубу. На практике это означает, что все расчёты придётся производить заново — особенно если речь идёт о прочности материалов. Обычно с помощью этого закона объясняют, почему невозможно вырастить гигантских пауков (из-за слабой дыхательной системы они попросту задохнутся) или перенять у шмеля схему его крыльев. Но не стоит забывать, что закон работает и в обратную сторону: уменьшив человека, мы обнаружим в нём много лишнего. Ткани и кости станут слишком толстыми и плотными — хотя по сравнению с хитином будут более хрупкими. При этом, скорее всего, человек размером с муравья будет во много раз тяжелее насекомого, и ещё неизвестно, хорошо ли адаптируются к перемене размеров наши мышцы и органы. Зато добавится полезная способность: благодаря небольшой массе можно будет падать с высоты, не боясь гравитации.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ — НЕ ПРЕДЕЛ!

И вот цивилизации эльфов изучены и внесены в энциклопедию народов мира, а труды энтомологов нагнали современную науку и неизбежным образом остановились. Парадоксальная выходит ситуация: микромир оказался и бесконечно пёстрым, и в то же время до странного однообразным. Куда же дальше развиваться историям про маленьких человечков, если основная идея уже рассмотрена со всех сторон?

Быть может, ответ скрывается в самой сути микромира. Зачем ограничивать свою фантазию дюймами и миллиметрами, если на смену лупам уже давно пришли электронные микроскопы? Одним из первых этот путь наметил Ричард Матесон в книге «Невероятно уменьшающийся человек» (1956), которую экранизировали через год после выхода, а в последнее время долго и безуспешно пытаются переснять. Казалось бы, микромир Матесона на удивление скуден: половину глав герой проводит в собственном подвале, а из серьёзных угроз ему встречается один-единственный паук.

Во дворе предусмотрительно забыли печенье, но муравей почему-то пришёл только один («Дорогая, я уменьшил детей»)

Вот только выделяет этот роман из прочих представителей жанра один нехитрый приём: Скотт уменьшается постепенно, с каждым днём, и так будет продолжаться до бесконечности. Ему приходится терпеть насмешки окружающих, всё больше отдаляться от жены и друзей, и в какой-то момент даже смерть от жвал того самого паука начинает казаться избавлением. В результате получилась, пожалуй, самая грустная и глубокомысленная история о микромире.

Другие же авторы — не то прочитав Матесона, не то посмотрев на последние достижения науки, — задумались: зачем, в самом деле, ограничиваться странствиями по миру насекомых? Вскоре в Голливуде запустили миниатюрных путешественников в кровеносную систему. Здесь первопроходцем считается классический фильм «Фантастическое путешествие» 1966 года, новеллизацию которого написал Айзек Азимов. Подводная лодка размером всего в один микрометр отправляется в тело раненого дипломата, чтобы расщепить кровяной сгусток у него в мозгу и вывести пациента из комы. Конечно, путешествие не могло пройти без помех — хищных пауков в крови не водится, зато встречаются беспощадные антитела. Но главным препятствием в фильме становится стихия: в крови то и дело возникают мощные приливы и волны, во время прохода по слуховому каналу приходится обеспечивать в операционной полную тишину, а запас кислорода можно пополнить только одним способом — сойти с маршрута и добраться до лёгких.

Вместо камуфляжа в мире насекомых приходится носить яркие цвета, чтобы выглядеть хищником, а не жертвой («Мегамир»)

Через два года по мотивам фильма сняли одноимённый мультсериал, где столь же крошечный экипаж летающего корабля сражался с разнообразными врагами уже во внешнем мире. Оказывается, вокруг полно желающих похитить машину-миниатюризатор: кто-то хочет с её помощью незаметно ограбить банк, кто-то пытается таким образом избавиться от врагов. Бравой команде учёных (и почему-то одному факиру) приходилось гоняться за преступниками, пришельцами и даже безумными магами.

Спецэффекты в фильме «Невероятно уменьшающийся человек» до сих пор смотрятся на редкость убедительно

Именно «Фантастическим путешествием» вдохновлялись авторы приключенческой комедии «Внутреннее пространство» (1987). На этот раз экипаж такой же субмарины не получал никакого шпионского задания — они должны были просто вести наблюдения из тела подопытного кролика. Вот только из-за саботажа со стороны конкурентов герои вместо кроличьей тушки оказались внутри человека — простого кассира по имени Джек Паттер с расшатанными нервами и заниженной самооценкой. Поскольку одним из продюсеров фильма стал Стивен Спилберг, приключения «сангвинавтов» сняты весело, захватывающе и с большим размахом — несмотря на размеры героев.

Кругом всё в крови, а у фильма рейтинг PG! («Фантастическое путешествие»)

Внутри тела разворачивается и действие мультфильма «Осмосис Джонс» (2001), в котором клетки тела попросту нарисовали в виде человечков, а главным героем сделали полицейского-лейкоцита, который сражается с преступниками своего «города». Есть здесь и зловредные микробы, и говорящие лекарства — словом, всё многообразие внутреннего мира. В этой гротескной истории условности вроде небоскрёбов, машин и вертолётов легко соседствуют со вполне достоверным поведением вируса, посягающего на ДНК.

Трудно сказать, насколько далеко зайдут фантасты в своей собственной гонке нанотехнологий, но в 1970 году был поставлен рекорд, который до сих пор трудно побить. Неудивительно, что автором его стал признанный мастер абсурда Роберт Шекли. В коротком рассказе «Извините, что врываюсь в ваш сон...» он разместил на руке человека целую высокоразвитую цивилизацию — да такую крошечную, что палец кажется им колонной диаметром в три километра. К счастью, из-за поправки на ускоренное время такой народ успеет пережить взлёт и падение всего за несколько земных минут, иначе межпланетный конфликт был бы неизбежен.

Капитан мог подключиться к оптическому нерву и видеть всё, что видит Джек («Внутреннее пространство»)

Вот так и замкнулся круг. Человечество заинтересовалось микромиром, когда нашло у себя под боком крошечных человечков. Через пару веков коротышки почти перестали попадаться нам на глаза, и тогда люди сами отправились к ним в гости. Мы стали вглядываться всё глубже и глубже... и в конце концов опять обнаружили братьев по разуму. Мечта Уменьшающегося человека — найти среди атомов и молекул новую разумную расу — казалась наивной, но вдруг между порами чьей-то кожи он всё-таки найдёт цивилизацию Шекли? А может, фантасты на этом не остановятся: когда-нибудь Скотт пройдёт ещё дальше и узнаёт, какой именно народец играет на тех самых струнах, из которых состоит материя.

КАК ПОХУДЕТЬ ЗА ПЯТЬ МИНУТ

Прочитав про микстуры, порошки и таинственные лучи, дотошный любитель фантастики обязательно спросит: по какому же принципу они действуют? К счастью, участники предыдущих экспедиций в микромир оставили нам подробные инструкции, по которым теперь можно воссоздать любую из этих технологий.

Первый способ — так повлиять на химию тела, чтобы оно стало уменьшаться естественным образом. Начало этому направлению положил уже известный нам профессор Думчев: в своих первых экспериментах он исследовал ферменты, которые насекомые выделяют при разных метаморфозах. Он предположил, что с помощью веществ, которые отвечают за появление крыльев у бабочек или за скорость их роста, можно управлять любыми организмами. То есть загадочный порошок профессора — это попросту комбинация нужных гормонов. Современный автор скорее придумал бы синтетический вирус с таким же эффектом, но в те годы генетика в СССР была не в почёте.

Таким же образом объясняется и происшествие с Уменьшающимся человеком: из-за радиационного облучения в его организме сбился баланс и клетки стали выбрасывать больше азота, чем поглощать. Механизм получился такой же, как при росте, — только работал в обратную сторону.

Многие другие авторы указывают, что на атомарном уровне вся материя по большей части состоит из пустоты — Уэйн Залински из фильма «Дорогая, я уменьшил детей» даже проводил по этому поводу целую презентацию перед коллегами. Решение очевидно: надо изъять с помощью особого лазерного луча лишнее пустое пространство, уплотнить материю — и подопытный сожмётся, полностью сохранив структуру! Как и при выжимании человека лианами, здесь наверняка должны проявиться побочные эффекты: наши коллеги из отдела теоретической физики при первом же упоминании этого метода стали потирать руки и строчить какие-то формулы электромагнитных возмущений. Но полевые агенты пока не жаловались, поэтому луч — наш выбор!

А вот госконтора из «Мегамира» Юрия Никитина не только придумала технологию миниатюризации, но и стала её улучшать. О первой версии известно немного — подопытного погружали в ванну с особой жидкостью, а потом силовые поля неясной природы входили в резонанс с его клетками. Побочных эффектов было множество: исследователи не могли даже принимать пищу, чтобы не нагружать внутренние органы. Зато второе изобретение можно по праву считать революционным: вместо того, чтобы делать полный слепок человека в миниатюре, из него попросту изымали лишние клетки. Ведь каждая наша ткань состоит из десятков, если не сотен слоёв клеток, — а значит, частью из них вполне можно поступиться. Конечно, вернуть такого испытателя назад наука уже была не в силах, но зато облегчённый человек наконец-то мог полностью адаптироваться к новой среде.

Когда-то панацеей были волшебны е палочки, а сейчас лазеры. Такой может и уменьшить человека, и оцифровать, и вылечить от чего угодно.

Комментарии к статье
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Max-88
№ 1
07.06.2015, 13:19
Вспоминаются фиксики - человечки, чинящие технику.
Уши_чекиста
№ 2
07.06.2015, 20:00
Цитата:
Сообщение от Max-88 Посмотреть сообщение
Вспоминаются фиксики - человечки, чинящие технику.
в статье упоминаются «Гарантийные человечки» - повесть Успенского, легшая в основу "Фиксиков".
check32
№ 3
07.06.2015, 20:47
Дюже удивлен отсутствию в статье упоминания "книг номов" Пратчетта хотя «Маленький вольный народец» помянули. Тогда как книги номов в разрезе темы куда как одиознее
Гёрлум
№ 4
08.06.2015, 09:43
Хаяо Миядзаки рисовал Ариэтти по мотивам литературного цикла о добывайках Мэри Нортон (и то, только первой книги из пяти). Ни о каком "исконно японском быте" в оригинале и речи не идёт.

Последний раз редактировалось Гёрлум; 08.06.2015 в 09:45.
РАССЫЛКА
Новости МФ
Подписаться
Статьи МФ
Подписаться
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться