«Полгода — плохая погода, полгода — совсем никуда!..» Когда очередные плакальщики от литературы рыдают о безвременной кончине «настоящей научной фантастики», мне всегда хочется спросить: а какой смысл вкладывают они в термин «настоящая НФ»? То, что эта самая НФ должна основываться на научных данных? Извольте: иной фэнтезийный роман о древней Греции или средневековой Европе вполне подойдет под это определение. Разумеется, если речь идет об использовании в книге в качестве фантастического допущения переосмысленных данных с передового фронта науки, — с примерами такой НФ будет потяжелей. Но и здесь найдутся достойные образцы для подражания!  | Книги Майкла Крайтона — как раз из этого ряда: уже в первых своих романах он поражал читателей доскональным знанием современных достижений той самой science, без которой иным любой fiction не в радость. Критики единодушно отмечали: Крайтон далек от стилистических изысков и не может похвастаться детальной прорисовкой психологии персонажей, однако в том, что касается научной стороны вопроса, он — дока! При этом всякий раз Крайтон выбирает новые отрасли науки: палеонтология, медиевистика, генная инженерия, лингвистика, география... Дошла вот очередь и до климатологии. «Государство страха» Крайтон посвятил проблеме, о которой не слышал, наверное, только глухой: о так называемом «глобальном потеплении». «Так называемом», потому что Крайтон твердо уверен: глобальное потепление — миф, созданный недобросовестными учеными. То есть, само потепление — факт, который не вызывает сомнений, но вот то, что оно вызвано людьми, а не естественными причинами, — бо-ольшой вопрос! Многочисленные природоохранные организации, считает Крайтон, спекулируют на этой теме и пытаются выбить средства на, по сути, бессмысленные мероприятия. А когда речь идет о солидных капиталовложениях, тут уж — шутки в сторону! Ради того, чтобы удержаться на плаву, некоторые люди готовы буквально на все. Тем более что достижения современной науки позволяют создавать цунами, направлять молнии и творить другие безобразные безобразия, которые можно трактовать как результаты глобального потепления... Напомню: критики не зря называют романы Крайтона триллерами. Используя такой вот серьезный научный фундамент, он закручивает динамичный, полный неожиданных поворотов сюжет. Персонажи «Государства страха» побывают в Антарктиде и на одном из Соломоновых островов, в них будут стрелять, их будут травить диковинным ядом, они окажутся в руках каннибалов... — всего не перечислить! При этом приключения тела перемежаются весьма содержательными лекциями в духе старого доброго Паганеля. И пусть ученые Крайтона не столь колоритны, как чудаки-энциклопедисты Жюля Верна, зато современные паганели чудесно умеют управляться с оружием и не дадут в обиду ни себя, ни спутников. Собственно, персонажи — наиболее слабое место Крайтона. Они прописаны настолько, чтобы читатель не путался в них, — но не более того. Согласно традиционной схеме «Холмс-Ватсон», главный герой, юрист, не очень хорошо разбирается в вопросах климатологии, и его знакомый, ученый и одновременно представитель спецслужб, время от времени проводит «разъяснительные работы». Юрист начинает понимать, что оказался в самом центре паутины интриг, а некоторые прежде казавшиеся незыблемыми истины на самом деле — лишь удачная подтасовка фактов... И вот еще интересный момент: сейчас писать НФ невероятно сложно, потому что наука успевает сделать несколько шагов вперед прежде, чем автор закончит собирать материал и книга выйдет в свет. К тому же у массового читателя — в отличие от прежних лет — представление о достижениях современной науки весьма размытые; да что там, сами ученые зачастую плохо представляют, что творится даже в смежных дисциплинах! Наука превращается в набор постулатов, которым верят или не верят, но в любом случае не спешат их проверять. Главному герою легче, он благодаря приятелю-ученому имеет доступ к научным публикациям. А вот отечественному читателю будет совсем непросто решить, что в «Государстве страха» вымысел, а что — реально существующие техразработки... Итог: все же иногда полезно не идти на поводу у прессы и ТВ, а учиться мыслить и анализировать самостоятельно. Крайтон достаточно уважает читателя, чтобы оставить за ним право решать, кто же все-таки прав и грозит ли Земле монстр под названием Глобальное Потепление. Экрайтонизации | Крайтон — автор успешный, и свидетельством тому служат многочисленные экранизации его книг. Впрочем, писатель не усложняет жизнь режиссерам и сценаристам: каждый его роман — по сути, беллетризированный сценарий. Почти все фильмы по книгам Крайтона были успешными: «Сфера» и «Парк юрского периода», «Конго» и «13-й воин», «Разоблачение» и «Стрела времени»... И каждый, пожалуй, кое-что терял: при большей зрелищности фильмы были менее информативными, становились «попсовее». Поэтому мой совет: Крайтона следует и читать, и смотреть. Не пожалеете! | Цитата | — Знаете, все же как-то не сходится, — заметил Дрейк. — Нет логики в утверждениях о том, что ненормально холодная зима вызвана глобальным потеплением климата. — Да при чем здесь логика?! — воскликнул Хенли. — Нам всего-то и надо, чтобы было о чем сообщать средствам массовой информации. Ведь большинство американцев верит в то, что уровень преступности в нашей стране повышается. И это несмотря на то, что за последние двенадцать лет наблюдается его снижение. Процент убийств столь же низок, как в начале семидесятых, однако же американцы до смерти напуганы, потому что в эфире отводится больше времени передачам на криминальные темы. Вот они и решили, что тяжких преступлений в реальной жизни стало больше. — Хенли резко выпрямился в кресле. — Подумайте над тем, что я только что сказал, Николас. На протяжении целых двенадцати лет прослеживается вполне определенная тенденция, а люди все равно не верят. Для них нет более убедительных доказательств, чем сообщения прессы. Наша реальность — это прежде всего медиареальность. | Присутствуют | Отсутствуют | стихийные бедствия серьезная научная основа перестрелки и погони | стилистические изыски инопланетяне очередной Армагеддон | |