Google+
Мир Хранителей МИРЫ. МЕТРО 2033 КАЙДЗЮ MASS EFFECT
Версия для печатирецензии: «Вакуумные цветы. Путь Прилива»

Майкл Суэнвик «Вакуумные цветы. Путь Прилива»

Оригинальное название: Vacuum Flowers. Stations of the Tide * Научная фантастика * Вид книги: Романы * Пер.: Н. Магнат, М. Пчелинцева * Издательства: Эксмо, Домино * Выход:  2006 * Серия: Все звезды

Вакуумные цветы на обочине Пути Прилива

Мечты о дивном новом мире будущего занимают воображение писателей и читателей столь же давно, как и опасения, что этот самый «новый» будет не столь уж «дивным». Попытки предсказать грядущие беды и радости чреваты: хорошо написанная книга о фэнтезийной стране не устареет и через сотню лет, а вот каким окажется будущее «книги о будущем»?.. Вдруг изобретение нуль-переходов покажется детям нынешних читателей милым пронафталиненным анахронизмом, а ужасы общества, в котором за всеми присматривает Старший Брат, — наивной страшилкой?..

Уж не из боязни ли «перепророчить» некоторые авторы обуздывают свою фантазию, тщательно отмеряя количество фантастических допущений? И тем более приятно, когда среди таких вот одномерных и одноразовых книг появляются романы многогранные, глубокие, поражающие размахом, — и в то же время не растянутые на сотни томов.

«Вакуумные цветы» и «Путь прилива» Майкла Суэнвика — как раз из этой категории редких, эндемичных книг. В каждой из них автор создает мир далекого будущего, где сплелись передовые научные технологии и древние мифы.

В «Вакуумных цветах» Суэнвик использует традиционный прием: главная героиня приходит в себя, не помня, кто она такая и что с ней случилось. Постепенно Ребел Мадларк восстанавливает свою память — и постепенно же (вместе с читателем) познает причудливый мир Солнечной системы, освоенной человеком. Суэнвик без излишней спешки раскрывает перед нами захватывающую панораму того самого «дивного нового», в котором хватает и горестей, и радостей. Люди научились программировать свою психику, приобретая те или иные навыки, обучаясь новым профессиям, — но жизнь их, пожалуй, не стала лучше. В том-то и суть: мир «Вакуумных цветов» просто принципиально другой, намного более сложный, чем традиционные двухполюсные «доброзлые» фэнтезийные или НФ-вселенные. Даже кажущаяся безликим монстром Земля, на которой обитают слившиеся в единый разум люди-комбины, на поверку оказывается не такой уж человеконенавистницей.

Ребел предстоит множество испытаний, разочарований, предательств — чтобы наконец понять, в чем же заключается ее предназначение и чего она сама хочет от жизни. А потом попытаться примирить одно с другим.

Действие «Пути прилива», напротив, происходит не в космосе, а на планете Миранда. На Миранде очень своеобразная экология: раз в -надцать лет масштабнейший Прилив накрывает собою огромные территории — и они на долгие годы остаются под водой; потом все повторяется. И вот накануне очередного Прилива на Миранду прибывает чиновник, чтобы отыскать в Приливных Землях некоего преступника по фамилии Грегорьян, который якобы похитил одну из запрещенных технологий. Дело осложняется тем, что Грегорьян — волшебник, на Приливных Землях царит эвакуационный хаос, чиновнику запрещено применять силу, да, кстати, и суть похищенной технологии никому толком не известна.

В итоге детективный сюжет оборачивается смесью кафкианской фантасмагории и истории эзотерической инициации, постижения самого себя. Еще сильнее Суэнвик сращивает здесь традиционные НФ-элементы и мифологические аллюзии; его фантазия кажется беспредельной: иным писателям всех этих придумок (оборотни и двойники, говорящий робот-чемоданчик и флаеры, Дворец Загадок и скрытый в джунглях секретный город Арарат...) хватило бы на добрый десяток романов!

Вполне возможно, что события «Пути Прилива» происходят в мире «Вакуумных цветов», но несколькими столетиями позже; впрочем, для понимания романов это неважно. Каждый из них самодостаточен и не требует продолжений. И в том, и в другом Суэнвик размышляет о природе человека, о его месте во Вселенной и о цене, которую приходится платить, чтобы остаться самим собой. При этом Суэнвик умеет и любит как следует закрутить сюжет, ярко и жестко прорисовать не только характеры главных персонажей, но и окружающий их мир; он мастерски играет на общекультурном поле, используя цитаты и отсылки к классическим произведениям. И здесь нужно отдать должное переводчикам, которые сумели передать все оттенки смыслов и характеров, не «запоров» сложный текст.

Итог: оба романа по праву считаются классикой современной НФ: в них есть пища для ума, но вместе с тем они написаны ярко и виртуозно. Суэнвик достаточно уважает читателя, чтобы не разжевывать ему все «почему» да «как», он дает ряд зацепок, отсылок, крученых подач — и подмигивает: ну что, приятель, справишься?..

Суэнвик в России

Судьба книг Суэнвика в России складывалась непросто. Ни «Вакуумные цветы», ни «Путь Прилива» в первом издании не оказались достаточно популярными среди массового читателя и ждали переиздания почти десять лет. Не менее причудливая «Дочь железного дракона» вышла примерно в те же годы — и, опять же, лишь сейчас была переиздана. При этом рассказы Суэнвика нет-нет да появлялись в отечественной фант-периодике, а его эссе «Постмодернизм в фантастике: руководство пользователя» и «В традиции...» долгие годы оставались едва ли не единственным источником, благодаря которому российские читатели знали о современных веяниях в зарубежной фантастике.

Цитата

Он лежал перед ней обнаженный и был целиком в ее власти. Она могла сделать с ним все, что пожелает, сделать его сладкоежкой, обожающим шоколад, или полностью перепрограммировать все четыре его личности. Она могла приказать ему оставить Борса с его налетом и уехать с ней к ближайшей станции спусковой трубы, и Уайет подчинился бы без колебаний. Если бы Ребел захотела, он бы даже думал, что сам это предложил. У нее хватило бы для этого умения.

Но Уайет смотрел на нее так доверчиво, что Ребел так поступить не могла.

— Закрой глаза, — сказала она, и Уайет послушался.

Это не помогло. Ребел нагнулась, чтобы убрать упавшую ему на лицо прядь волос, и вдруг выпалила единственный вопрос, который все время боялась задать. Потому что знала, что в таком состоянии он не солжет:

— Ты правда меня любишь?

— Да.

— Сукин ты сын, — сказала Ребел. — Спи.

И оставила все как было.

«Вакуумные цветы»

Присутствуют

черный юмор и цинизм

продвинутые технологии

динамичный сюжет

Отсутствуют

спасение Вселенной

игра в «поддавки» автора с персонажами

натужный пафос

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 9/10
МИР:    МИР: 10/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 9/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 9/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться