Google+
«Властелин Колец» Толкиена: Магия Средиземья СОВРЕМЕННИКИ. НИК ПЕРУМОВ BADASS Christmas
Версия для печатирецензии: «Хрустальный грот. Полые холмы. Последне...

Мэри Стюарт «Хрустальный грот. Полые холмы. Последнее волшебство»

Оригинальное название: The Crystal Cave. The Hollow Hills. The Last Enchantment * Псевдоисторические романы с элементами фэнтези * Вид книги: Романы * Пер.: А. Хромова, И. Бернштейн * Издательства: Эксмо * Выход:  2007 * Серия: Шедевры фантастики * Цикл: Мерлин

Заглядывая в хрустальный грот

Ах, эта манящая поэтика легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола! Сколько гениальных и бездарных книг было написано все об одном и том же: поиски Грааля, законы доблести и чести, преданный Артуру и влюбленный в Гвиневеру Ланселот, — сон, волшебная мечта о мире, который когда-то был... пусть даже в действительности его никогда не существовало.

Все эти арагорны и фарамиры — по-своему лишь отражения того, истинного Артура. Поиски волшебных мечей и зачарованных колец — конечно же, ставшее прагматичней стремление найти святой Грааль. Ну а уж во всяком гэндальфе и дамблдоре — приглядись! — различишь черты мудрого старца, волшебника Мерлина.

Их имена и названия затрепали до невозможности эпигоны и просто не слишком умные подражатели. Гвиневера, Артур, Мерлин — не сосчитать зряшных трагедий с клюквенным соком, где им приходилось снова и снова умирать и возрождаться. И с каждой такой «истинной историей Круглого стола» настоящий Камелот становился все дальше, а Эскалибур намертво врастал в камень.

Если призадуматься да посчитать — правильных, живых книг об Артуре и его эпохе не так уж много. И среди них совершенно особое место занимает трилогия Мэри Стюарт. Сама писательница, наверное, никак не ожидала такого успеха. Хотя в свое время она окончила Даремский университет со степенью магистра истории, основным направлением в ее творчестве были романы скорее детективно-любовные. Крепкий «хорошист» с наработанным стилем, со сложившимся кругом читателей. От таких авторов многого не ждут.

А между тем первый роман трилогии сразу после выхода был замечен — и награжден в 1971 году Mythopoetic Award, одной из самых престижных премий жанра. Второй получил ее в 1974-м, третий же, хоть и не отмеченный наградами, стал достойным завершением истории о Мерлине.

На первый взгляд, Стюарт пошла по тому же пути, что и многие до нее: лишила легенду сакральности и показала, что даже великие герои были живыми людьми из плоти и крови. С молодым бастардом по имени Мирддин Эмрис мы знакомимся, когда ему едва исполнилось шесть лет. Какая уж тут тайна? Какое величие?! Замкнутый мальчик, который чурается сверстников и живет без отца. Дед презирает «демонова последыша», родной дядя с легкостью предлагает Мирддину отравленный абрикос, мать больше внимания уделяет собственной набожности...

Дар провидца, доставшийся маленькому Мерлину в наследство от матери, чаще приносит ему одни лишь неудобства. В жизни мальчика не так уж мало светлых дней — а вскоре Мирддину предстоит пережить смерть лучшего друга и наставника, быть похищенным и оказаться за морем, в чужой стране...

Мэри Стюарт предлагает читателю самому оценить, чего стоят могущество и власть, какой монетой приходится расплачиваться за этот товар. Ее персонажи испытывают отчаяние и боль, проливают кровь не из геройства, но ради спасения собственной жизни, — словом, обитают в очень неуютном мире. Однако в правдоподобности этого мира не усомнишься.

Занятно, что в послесловии Мэри Стюарт признается: она никогда не замахивалась на роман, в котором все соответствовало бы исторической правде. Темные века в истории Британии — поистине то еще белое пятно! Да и с точки зрения беллетристики интереснее было создать нечто иное. «Я полагалась на наитие, исходя из принципа, согласно которому в основанном на чистом вымысле произведении уместно все, что приемлемо звучит». Но здесь Стюарт слукавила: она с неимоверной дотошностью изучила материалы об эпохе, литературные легенды, хроники — и лишь затем позволила своему воображению выбрать то, что подходило для задуманной истории.

Итог: очень красивые и искренние книги. Они написаны с любовью — к эпохе, к людям, которые в нее жили, к читателям. Наряду с тетралогией Т. Х. Уайта «Король былого и грядущего» романы Стюарт — золотая классика, потому что ее до сих пор, вот уже почти сорок лет, читают и перечитывают.

Это интересно

На волне популярности книг о Мерлине российские издатели не раз выпускали другие романы Мэри Стюарт, но ни один из них не был столь же успешен, как «Грот», «Холмы» и «Волшебство». Впрочем, дважды писательница возвращалась к миру трилогии. В 1984-м она написала роман «Недобрый день» («День гнева»), посвященный бастарду Артура Мордреду, а в 1995-м — «Принц и пилигрим».

Цитата

— Я не вижу ничего, кроме угасающего огня в жаровне и горячих углей, — произнес я.

— Продолжай смотреть.

— Бесполезно, мой господин. Прости меня, я не могу. Не я повелеваю богом — мой бог повелевает мной. Возможно, настанет день, когда я смогу, по собственной воле или повинуясь твоему приказу, увидеть грядущее, но сейчас видения приходят сами по себе или не приходят вовсе. — Я развел руками, стараясь объяснить. Это все равно что ждать под небесами, затянутыми тучами; внезапный порыв ветра разрывает пелену, и из вышины ударяет солнечный сноп. Иногда он падает мне на лицо, иногда я лишь стою на пороге мимолетной колоннады лучей. Однажды весь этот храм света станет моим. Но не сейчас. [...] Прости, милорд. Я не в силах помочь тебе. У тебя еще нет своего прорицателя.

— Нет, — произнес Амброзий. Он опустил руку мне на плечо, а когда я встал, привлек меня к себе и поцеловал. — Только сын, который не ужинал и устал до смерти. Иди спать, Мерлин, и проведи остаток ночи без снов. Еще настанет время для твоих видений. Доброй ночи.

* * *

Той ночью видения больше не посещали меня, но мне приснился сон. [...] Я снова видел пещеру на склоне холма и девушку по имени Ниниана, выходящую из тумана, и мужчину, ожидающего ее возле входа в пещеру. Но лицом эта Ниниана никак не походила на мою мать, а мужчина возле пещеры не был молодым Амброзием. Там сидел старик, и лицо у него было моим.

Присутствуют

психологичность

узнаваемый авторский стиль

поэтичность

Отсутствуют

швыряние колец в жерла роковых гор

белые арфы в кустах

табуны говорящих драконов, шкодливых фей и гремлинов-алкоголиков

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 9/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 9/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 8/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 9/10
Оценка МФ
9
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться