Google+
100 фильмов МИРЫ. WARHAMMER FANTASY ДОСКА ПОЧЁТА. ЭПИЧЕСКИЕ БИТВЫ ЭКРАНИЗАЦИИ ФИЛИПА ДИКА
Версия для печатирецензии: «Вирикониум»

М. Джон Харрисон «Вирикониум»

Оригинальное название: Viriconium * Эстетское фэнтези * Вид книги: Сборник * Пер.: Т. Серебряная * Издательства: АСТ * Выход:  2008 * Серия: Холод страха

Пейзаж без смысла

Что привлекает нас в фантастике, для чего мы вообще ее читаем? Думаю, ответ не так прост, как это кажется любителям сугубого реализма, и напрямую связан с возрастом и мировоззрением читателя. В детстве и юности нам интереснее рассматривать «картинки»: невероятные пейзажи, диковинных существ — то, что называется антуражем. Нас завораживает новизна ощущений от самого факта соприкосновения на страницах обычной книги с чем-то невероятным, нездешним. И поэтому, не обращая внимания на стилистику или сюжетную изощренность, мы с одинаковым азартом запойно «глотали» страницы очередных марсианских хроник — от Эдгара Бэрроуза до артуровской тетралогии Теренса Уайта и «Пикника на обочине» Стругацких. Со временем новизна иных миров сама по себе уже не так волнует: читателю намного интересней отслеживать сюжетные коллизии, восхищают «крутые» поступки доблестных героев, узорочье дворцовых интриг, непредсказуемость авторских «тузов в рукаве» (не путать с «роялями в кустах»!). Постепенно все больше внимания обращаешь и на самих героев: тщательно ли выписаны их характеры, логично ли в рамках заданных «условий игры» они себя ведут. Приглядываешься и к стилю автора.

Ну и, конечно, фантастические допущения: путешествия во времени, разумные планеты, кольца власти — все это в первый-второй раз восхищает необычностью. Даже если книга написана неважно.

В какой-то момент все отступает на второй план — и самым главным для тебя становится, о чем, собственно, хотел сообщить автор граду и миру, какую идею, какой «месседж» вложил в книгу. Ведь, в конце концов, хорошая художественная литература — это всегда синтез нескольких важных элементов, не просто их сумма, а нечто большее, возникающее как раз в итоге их слияния.

Как ни странно, разные направления в литературе переживают схожие этапы взросления. Фантастика — не исключение. И, наверное, поэтому, читая иные классические тексты, испытываешь только неловкость за автора: что же он, талантливый, не дожал, не развил, «слил» такую вещь!..

Именно так обстоит дело со сборником «Вирикониум» М. Джона Харрисона. Цикл о Пастельном городе — вещь классическая и нашумевшая, однако на русском ни разу ранее не выходившая. Знатоки ждали этого издания; прочитавшие на английском — отчаянно хвалили на русских форумах. И вот — наконец!..

Сперва изумление, затем — увы — разочарование. Харрисон описывает причудливый и экзотический мир далекого будущего, мир упадка и распада. В центре всего цикла — вечный город Вирикониум, где переплелись и намертво сплавились разные эпохи и культуры. Первый роман цикла был написан в 1971-м году, когда Джек Вэнс уже завершил свой цикл об Умирающей Земле, а Майкл Муркок начал романы об Элрике из Мельнибонэ. «Пастельный город» очень напоминает и те, и другие, — в первую очередь атмосферой. Антураж тоже кажется позаимствованным у Вэнса с Муркоком, но изрядно переосмысленным, с добавлением световых мечей (и это за шесть лет до появления «Звездных войн»!), летающих лодок, бессмертного птицетворца и других «изюминок».

Что до сюжета, то автор, кажется, решительно презирает традиционные представления о нем. Харрисон либо прибегает к нехитрой квестовой формуле, либо вовсе отказывается от сюжета как такового. В романах «Пастельный город» и «Буря крыльев» миру грозит глобальный армагеддец, и главные герои отправляются в путь, чтобы сперва найти причину будущей погибели, а затем — ту «красную кнопку», которая все остановит. Уточним, что герои Харрисона отличаются от традиционных мускулистых варваров и доблестных рыцарей: они — натуры тонко чувствующие, глубоко переживающие и рефлексирующие с отчаянным самозабвением. По сути, квесты оказываются для героев поводом покопаться в собственной душе, а для Харрисона — с уверенностью опытного торговца коврами развернуть перед читателем целый ворох пейзажей, один другого диковинней. Кажется, что именно пейзажи — самое сильное место Харрисона.

Осознав это, он, видимо, и решил отказаться в рассказах от сюжета. То есть некие телодвижения его персонажи совершают, но осмысленности им явно не хватает. Высокое эстетствование в литературе хорошо лишь в том случае, когда за ним что-то есть; на одной атмосфере далеко не уедешь. А все эти истории о наемных убийцах, балеринах и художниках — по сути, лишь яркие эскизы, фрагменты из чужой жизни, случайно выхваченные светом фонаря.

Итог: если б вышесказанным все и ограничивалось, книга получила бы рецензию на четверть страницы и лаконичный итог: «чушь». Однако Харрисон, несомненно, отличается от армии графоманов и муркоковских эпигонов. У него есть талант, есть свой особый взгляд на мир. Описывая диковинные пейзажи, он умело передает настроение, полунамеками создавая ощущение неких тонких, почти незаметных связей между событиями. «Вирикониум» намертво врезается в память. Если, конечно, у вас хватит терпения пробраться вслед за героями через мертвенные психоделические ландшафты — и мудрости, чтобы не восклицать, передразнивая Диогена: «Ищу смысл!». И не ищите. Просто наслаждайтесь.

Это интересно

Русское издание «Вирикониума» один в один копирует англоязычный омнибус 2000 года, где рассказы так же хаотично рассыпаны по всей книге, отмежевывая друг от друга три романа. Перевод Т. Серебряной не идеален, но хорош, а вот редактор и корректор в книгу, похоже, не заглядывали. Ведь «чтобы хоть что-то разглядеть, приходилось изогнуться и принять весьма неудобную позу, поэтому он встал и попытался отодвинуть защёлку».

Цитата

«Жемчужина в сточной канаве, леопард, сплетенный из цветов», — читаем мы у Патинса в «Нескольких записках для моего пса». Кажется, он пытается создать целостную картину из намеков, многозначительных умолчаний и иерархических соподчинений, перевернутых с ног на голову...

(Это можно отнести и к самому «Вирикониуму»)

Присутствуют

хронологические неувязки

пафос и романтика распада

бронзовые птицы

Отсутствуют

карта мира

джедаи

кортик

СЮЖЕТ:    СЮЖЕТ: 5/10
МИР:    МИР: 9/10
ПЕРСОНАЖИ:    ПЕРСОНАЖИ: 7/10
СТИЛЬ:    СТИЛЬ: 9/10
КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ:    КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10
ПЕРЕВОД:    ПЕРЕВОД: 8/10
Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться