Google+
Вампиры нового Мира Тьмы 100 лучших книг ТЮРЬМЫ ДОКТОР КТО 2
Версия для печатирецензии: «Стократ»

Марина Дяченко, Сергей Дяченко «Стократ»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Эксмо * Выход: январь 2012

Стократ

Сюжет: Всё началось в трактире, когда вошли туда двое странных подорожных: красивая девушка и юноша при ней, явно не приспособленные к ночёвкам в таких вот трактирах. Этих двоих тотчас приметили — и браконьеры-душегубы, и ещё один человек, вооружённый странным мечом... А может, всё началось с одной беседы у костра, когда этот вот, с мечом, захотел поговорить с очень непростой старухой? Или началом всему был один бой высоко в небе, бой, завершившийся падением звезды? ..

***

Киевский дуэт супругов Дяченко последние несколько лет живёт в Москве и огромное время уделяет сценарной работе, однако, как видим, не забывает и о своих читателях. Когда-то давно Марина и Сергей Дяченко говорили, что стараются писать романы, чередуя жанры: то фэнтези, то социальную научную фантастику, то снова фэнтези... Правда, в последнее время от правила этого они отошли и фэнтези давненько не писали. И вот — «Стократ», книга для Дяченко экспериментальная и, откровенно говоря, очень уж неожиданная.

Во-первых, это фэнтези в чистом виде, которое притом фэнтези не является. Неожиданным и не совсем очевидным поначалу образом «Стократ» продолжает развивать идеи, изложенные в цикле «Метаморфозы». Во-вторых, перед нами одновременно и роман, и россыпь разновеликих рассказов. Назвать «Стократа» романом в новеллах не получится: всё же нет в нём единого сквозного действия и общей цементирующей идеи. В-третьих же, книга получилась неожиданно разносортной: и по глубине проблематики, и по качеству текстов. В чём-то это ближе к ранним Дяченко, ещё только искавшим свой голос и свои краски.

Главный герой книги — бродяга, маг, воин Стократ. Он не знает, откуда он и кто его родители; его когда-то подбросили в приют, а позже туда пришёл старик и подарил Стократу меч. Меч этот — особый: убив человека, клинок втягивает в себя его душу, — и потом Стократ может выпустить её в животное, растение, некий предмет... Стократ умён, силён, справедлив, мудр... идеален? Пожалуй, да. У него было тяжёлое детство, но Стократ превозмог обстоятельства, не став ни злым, ни циничным. Попадая в переделки, он раз за разом выходит из них с честью.

В первой новелле книги герой встречает странную девушку, у которой на спине изображена карта всего обитаемого мира. Если повредить карту, по законам симпатической магии нечто нехорошее случится и с соответствующим участком мира. Стократ хочет защитить девушку и ищет способ оградить её от властолюбивых правителей, от колдунов и просто злых людей. Но из-за временного выверта он оказывается в прошлом — и теперь задача Стократа становится стократ сложней...

При некой более-менее очевидной цельности книга всё же распадается на ряд отдельных эпизодов. Есть два магистральных вектора: забота Стократа о девушке по имени Мир и тайна происхождения героя. Тайна, впрочем, перестаёт быть таковой уже во второй новелле, и читателю остаётся лишь выяснить подробности. Да, в конце книги обе эти темы сходятся воедино; да, решение довольно красивое... и в то же время от «Стократа» остаётся двойственное впечатление.

Фэнтезийный план повествования (а он занимает львиную до лю книги) напоминает ранние вещи Дяченко. Вот то лько мир здесь прописан не так ярко, слишком много условнообщих трактиров, городков, персонажей. Зачастую столь же условны и чувства, героями испытываемые. Стократ неизбежно напоминает этакую улучшенную версию ведьмака Геральта и Волкодава, снабжённую очередной модификацией волшебного меча. У Геральта была Цири, у Волкодава — Оленюшка, а романтический и героический Стократ готов на всё, чтобы спасти Мир. Но только «готов на всё» скорее проговаривается, чем реально исполняется. Даже сильный ход с самопожертвованием для того, чтобы перевручить свою миссию себе же, но из другой ветки истории, выг лядит умозрительным, не вызывает особого переживания.

Может, связано это ещё и с тем, что сквозного действия в книге нет. Есть новеллы, в которых Стократ просто попадает в те или иные переделки. Одна из лучших — «Язык» — занимает немалую часть книги, но никак не связана ни с Мир, ни с прошлым Стократа. То же можно сказать о «Тени», «Огне», «Сети»... Авторы пытаются как-то привязать их к магистральной линии, но выглядит это искусственно. Вот просто были хорошие задумки, легли в общую канву...

Если убрать все лишние истории (и сделать отдельными, самодостаточными рассказами), получилась бы сильная повесть. В ней даже условная фэнтезийность (отчасти — шаблонность) декораций не так бросалась бы в глаза. Но на пространстве крупной книги лишние новеллы тормозят действие и то лько подчёркивают суперменистость Стократа и статичность его характера. Вывод, к которому приходит протагонист, и его выбор в общем-то предсказуемы и слегка даже банальны.

Итог: В «Стократе» немало интересных антуражных и сюжетных находок. Дяченко попытались сделать книгу на стыке жанров, взяв метафизику «Метаморфоз» и классический фэнтезийный антураж. Однако выбрали, возможно, не лучшую форму для реализации замысла.

Похожие произведения

Дмитрий Скирюк, цикл «Жуга»

Анджей Сапковский, цикл «Ведьмак»

ВТОРЖЕНИЕ В США

Марина и Сергей Дяченко — одни из немногих современных русскоязычных фантастов, кому удалось пробиться на американский книжный рынок. В феврале в издательстве Tor выходит роман «Шрам»; предварительные оценки и отзывы на него очень позитивны.

Цитата

— Я отведу тебя туда, где на столе стоит игрушечная мельница, и брат несёт тебе два куска пирога, — сказал Лесной Царь. — Твой сын вырос и стал мужчиной. Твои внуки играют на пороге. Одновременно... твоевременно. Бери, храбрая девочка.

Нора улыбнулась. Свет упал на её лицо, и она пошла к двери, опираясь на руку Лесного Царя, чьё обезглавленное тело валялось на полу, чья голова откатилась в угол, кто шёл, повернувшись к Стократу спиной, напоказ презирая угрозу...

Удачно

Неудачно

  • гармоничный сплав космооперы и фэнтези

  • интересные сюжетные коллизии

  • неправдоподобность и надуманность мира

  • обилие необязательных новелл

Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться