Google+
NIGHTWISH МИР ФИЛИПА ПУЛМАНА. ТЕМНЫЕ НАЧАЛА Tolkien SOviet Луис Ройо — классик фантастической живописи
Версия для печатирецензии: «Король эльфов»

Филип Дик «Король эльфов»

Оригинальное название: The Collected Stories of Philip K. Dick, Vol. One: Beyond Lies the Wub * Психоделическая фантастика, НФ * Пер.: Н. Абдуллин, Б. Александров, В. Баканов и другие * Издательства: Эксмо, Домино * Выход:  2012

Король эльфов

Сюжет: В пятидесятые годы прошлого века на будущее смотрели совсем иначе. Звездолёты с иллюминаторами, исследовательские корабли, колонизированные планеты Солнечной системы — и всё это уже рядом, уже на пороге!.. Но даже в этом обеспеченном будущем человека подстерегают ужасы войны и обезличивания, страх перед реальностью, которая в любой момент готова разлететься на мельчайшие осколки.

***

Культовый писатель и визионер Филип К. Дик прожил жизнь непростую. Не проще оказалась и его издательская судьба в России. До сих пор все попытки выпустить собрание сочинений Дика завершались провалами; не исключением стала и серия «Вспомнить всё». Однако, к чести «Эксмо», закрыв саму серию, Дика они продолжают издавать.

Перед нами первый из пяти томов канонического собрания рассказов. За основу взято западное издание: с предисловием Желязны, с выборкой авторских комментариев в конце книги... Отличный подарок всем истинным поклонникам Дика. Остальным же читателям я бы рекомендовал брать этот том, делая поправку на время написания рассказов и возраст их автора. В «Короля эльфов» вошли произведения начала 1950-х плюс одна ранняя вещица 1947 года. Это первые пробы пера для писателя, которому за двадцать; он не только изучает философию и слушает Бетховена, но охотно читает дешёвые журналы так называемой «палп-фикшен» — развлекательной литературы.

Рассказы из первого тома можно условно разделить на три категории. Самая маленькая — фантастические юморески, небольшие, но остроумные. Рассказ «О неутомимой лягушке» посвящён спору двух профессоров о парадоксе Зенона, «Короткая счастливая жизнь коричневого тапка» — оживлению косной материи в самых неожиданных её ипостасях. Сюда же можно отнести «Защитников» — рассказ явно пародийный по отношению к «И грянул гром» Рэя Брэдбери.

Остальные рассказы делятся на, условно говоря, авантюрные и социально-личностные. Бо льшая часть текстов сделана в духе и традиции палп-фикшен — с персонажами, которых можно различить разве что по именам, с неким условно-комиксовым фоном. В других произведениях Дик сосредотачивает больше внимания на главных персонажах. Как правило, это мужчины, и, как правило, так или иначе они оказываются в роли никем не понятых изгоев. Они сражаются с системой или же пытаются доказать окружающим, что мир устроен не так, как те привыкли думать.

В обеих группах есть любопытные находки, но большей частью это рассказы новичка, который ещё слишком часто оглядывается на каноны жанра. Интересно, что даже в палповых рассказах у Дика почти нет чисто приключенческих текстов. Зачастую в них силён антивоенный пафос, протест против излишней коммерциализации общества, восхваление простого человека, который своими силами может добиться большего, чем все военные и корпорации.

Вместе с тем в рассказах полным-полно штампов, нарушена внутренняя логика повествования, герои ведут себя схематично, интрига безыскусна и разгадывается с первых страниц. В принципе, они и писались-то для журналов, которые были рассчитаны на единоразовое прочтение и весьма специфическую аудиторию.

Но интересно, что эти тексты, выстроенные в хронологическом порядке, дают нам явную картину того, как менялся подход Дика к фантастике, как писатель нащупывал свои темы. В ранней «Стабильности» уже есть и игры со временем, и противостояние человека системе, — но Дик написал рассказ, по сути восхваляющий закоснелость и стазис; видимо, поэтому он так и не стал его публиковать. А вот первый изданный рассказ, «Рууг», уже задаёт тему, которая впоследствии станет для Дика одной из основных: мир вовсе не таков, каким он кажется бо льшинству. Оттого-то простой пёс сходит с ума при виде мусорщиков — он-то воспринимает их совсем иначе, нежели остальные...

Обманчивость реальности, зыбкость её якобы нерушимых правил — тема и «Вкуса Уаба» (где животное сперва оказывается разумным, а затем превращается в того, кто его съел), и «Маленькой революции», и «Дудочников»... Безумие таится везде, подстерегает любого, кто готов поверить в него, — будь то мнительный отец из рассказа «В саду» или же экипаж космического корабля в «Колонии». Пауки разговаривают, бабочки с ножовками в руках атакуют машину времени, селезень вроде бы оказывается богом, который зачал сына с женой героя; люди начинают воспринимать себя как растения, любой предмет лишь мимикрирующая хищная тварь, а сосед-приятель — это король гнусных троллей!..

Итог: Если вы готовы закрыть глаза на ряд логических нестыковок и прочие недостатки, характерные для ранних рассказов большинства писателей, «Король эльфов» — для вас! И, безусловно, его следует читать всем, кто всерьёз интересуется творчеством Дика. Многие из рассказов переведены на русский впервые, другие публиковались-то всего раз-другой. Но вот начинать знакомство с творчеством одного из культовых фантастов, пожалуй, я бы посоветовал с его зрелых вещей.

Похожие произведения

рассказы Айзека Азимова

рассказы Роберта Шекли

ОБ АВТОРЕ

Филип К. Дик — один из немногих фантастов, по чьим рассказам так часто и с таким у спехом снимают голливудские фильмы. Правда, «по мотивам». Последнее, впрочем, тоже своего рода показатель: зачастую малые произведения Дика содержат в себе очень плодотворное зерно, мощный потенциал, но на сюжетном уровне решены недостаточно х орошо.

Цитата

На носилках кто-то зашевелился. В тусклом свете блеснул мокрый шлем, из-под шлема на Ша- драша уставились крошечные глазки.

— Кто вы? — спросил Шадраш.

Человечек на носилках поднялся.

— Я — король эльфов.

Шадраш так и прирос к месту.

— Это чистая правда, человек, — подтвердил один из носильщиков. — Как правда и то, что все мы вымокли до нитки.

Из-за бензоколонки вышла небольшая группа эльфов и окружила носилки с королём.

рассказ «Король эльфов»

Удачно

Неудачно

  • попытки экспериментировать

  • уместная краткость

  • сюжетные клише

  • отсутствие внутренней логики

Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться