Google+
Alf СОВРЕМЕННИКИ. ДЖОРДЖ А. РОМЕРО ЭКРАНИЗАЦИИ ФИЛИПА ДИКА Классики кино. Хаяо Миядзаки
Версия для печатирецензии: «Драконы»

Джонатан Стрэн «Драконы»

Фэнтези * Пер.: Д. Бабейкина, Ю. Барабаш, А. Гузман и другие * Издательства: Азбука-Аттикус * Выход:  2012

Драконы

Сюжет: В те далёкие времена, когда не существовало жанра фэнтези и ист ории не печатали в книгах, а рассказывали по вечерам у огня, люди помнили, что драконы — это нечто большее, чем крылатые огнедышащие ящеры. Современные писатели ч асто забывают об этом... и лишают читателей чего-то очень важного, древнего. Но некото рые, к счастью, ещё помнят — и дарят нам возможность почувствовать прикосновение настоящего волшебства...

***

Возможно, сравнение покажется некорректным, но оно напрашивается: за последние несколько месяцев на русском вышли две антологии, посвящённые драконам. Об одной, «Книге драконов», мы уже писали (№1 за этот год). Вторая антология неизбежно сравнивается с предыдущей. И выглядит значительно выигрышнее. Вынесем за скобки то, что переводы в «Драконах» просто выполнены качественно и аккуратно. Зададим себе другой вопрос: чем лучше содержание этой книги?

Мне кажется, дело в том, что в фэнтези с некоторых пор царит буквализм. Посмотрите: авторы черпают материал для своих произведений из мифов, легенд, сказок, но упрощают его, и упрощают до невозможности. Боги становятся у них просто сущностями со свер хъестественными способностями, единороги — редкими непарнокопытными, русалки — грудастыми девицами с хвостом от пояса и ниже. .. Второе-третье измерение в трактовке образа, метафоричность — всё ушло, пропало. И поэтому тематические сборники всё чаще превращаются в этакий набор по-ученически грамотных и столь же унылых аранжировок, расцвеченных «аншлаговским» юморком. Некоторым нравится. Но неужели, когда мы впервые «заболели» фэнтези — с упоением читая «Властелина Колец», «Последнего единорога», «Волшебника Земноморья», — неужели мы хотели, чтобы в итоге нас потчевали вот этим жиденьким концентратом?

Поэтому очень отрадно видеть, что есть авторы, способные встать вровень с классиками жанра и делать новые, необычные вещи в традиции. Звучит парадоксально? Но это правда.

Подборка «Драконов» идеально сбалансирована: здесь есть как уже ставшие классическими рассказы, так и произведения, нашему читателю не известные. То же и с авторским составом: от Роджера Желязны, Энн Маккефри, Джор джа Мартина — до писателей, на русском никогда не издававшихся. Но главное — здесь почти нет простого и плоского стёба ради стёба, почти нет рассказов проходных и необязательных. «Почти» — потому что, конечно, пара-тройка вещиц послабее всё-таки попадаются даже в самом хорошем сборнике. Здесь это в первую очередь «Берлин» Чарльза де Линта — даже не самостоятельное произведение, а часть некоего цикла, где дракон, что называется, пришит белыми нитками. Также не особо впечатляют «Чудесная девушка» Марго Ланаган и «Орм Прекрасный» Элизабет Бир.

Конечно, высокую планку задают классические произведения: «Правило имён» Урсулы Ле Гуин, «Ледяной дракон» Джорджа Мартина, «Бизнес Джорджа» Роджера Желязны. Есть три классические же повести, впоследствии разросшиеся до романов, но ценные и сами по себе: «Святой дракон и Георгий» Гордона Диксона, «Король-дракон» Майкла Суэнвика и, конечно, «Поиск Вейра» Энн Маккефри. Из «Поиска» родился знаменитый цикл science fantasy «Драконы Перна», который и у нас стал ку льтовым. Диксон на основе своей повести сочинил серию о Рыцаре-драконе, а Суэнвик создал б лестящих «Драконов Вавилона».

Однако и более молодые писатели, чем Маккефри или Ле Гуин, сумели не скатиться до банальностей. Многие обращаются к фольклору и мифологии: Джейн Йолен в «Мальчике дракона» переосмысливает легенды артурианского цикла, Танит Ли в Draco! Draco! и Нина Кирики Хоффман в «Жутком змее» — расхожие сказочные сюжеты. А вот Кэролайн Черри в «Гвидионе и драконе» и Патриция Маккиллип в «Изгнании дракона Хорсбрета» скорее обращаются к поэтике мифов и легенд, а не к конкретным сюжетам.

Повесть «Задира и дракон» Орсона Скотта Карда кажется на первый взгляд простоватой, но это простота мудрой сказки. Впрочем, некоторые рассказы требуют от читателя хотя бы минимальных знаний в области мифологии и фольклора («Король-дракон» или «Мальчик дракона»).

Особняком в антологии стоят (летят!) странные «Бумажные драконы» Джеймса Блейлока, горной грядой громоздится рассказ Люциуса Шепарда из цикла о драконе Гриауле, вскипает пряный «Суп из плавника дракона» С. П. Сомтоу. Штучная работа и очень неожиданные трактовки привычного образа. Но что особенно интересно — все эти рассказы говорят о чу де, ощущении того, что есть другие ценности, помимо тех, которые диктует нам прагматичный, до предела меркантильный век. Эта мысль, по-моему, самая важная в сборнике, звучит в нём ясной и пронзительной мелодией — как в Concеrto accademico Барри Молзберга.

Итог: Одна из лучших антологий серии: сбалансированная по составу, представительная, качественно переведённая.

Похожие произведения

антология «Зомби»

антология «Вампиры»

МИР ДРАКОНОВ

Как известно, дракон — один из древнейших мифологических образов. Мы привыкли к тому, что изображают его в виде крылатого ящера, громадного и могущественного, способного выдыхать огонь. Но даже в западноевропейском легендариуме есть и другие драконы, скорее похожие на гигантских бескрылых ящериц. А уж если выйти за пределы Европы, какие только вариации мы не обнаружим: от пернатого змея ацтеков до китайских драконов-лунов!..

Цитата

Так вот как звучит голос дракона: сначала ветер, или напев храмовых колокольчиков, или далёкое мычание буйвола, шагающего по колено в грязи на рисовом поле и тянущего за собой плуг; или глухое карканье ворона, плач младенца, скрип покачнувшегося на сваях тикового дома, шипение скользящей змеи. Только постепенно эти звуки складываются в слова, а слова словно повисают в воздухе, нестройно звеня и постукивая, точно загруженная работой домохозяйка.

С. П. Сомтоу «Суп из плавника дракона»

Удачно

Неудачно

  • отличная подборка текстов

  • качественный перевод

  • отдельные слабые тексты

Оценка МФ
8
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться