Google+
БУЛЫЧЁВ МУЛЬТ ЕСЛИ БЫ. ВАРИАНТЫ КОНЦА СВЕТА От «Ганбастера» к «Дайбастеру» ТОР MARVEL
Версия для печатирецензии: «Костотряс»

Черри Прист «Костотряс»

фантастика * Вид книги: роман * Издательства: Фантастика * Выход: июль 2012

Костотряс

Сюжет: Шестнадцать лет назад в результате катастрофы часть Сиэтла оказалась непригодной для жизни. Из разлома в земле повалил ядовитый газ, который сперва убивал людей, а затем превращал их в ходячих мертвецов. Опасную часть города правительство сумело огородить, но именно туда, за стену, отправляется юный Зик, сын много пережившей Брайар. Парень хочет узнать правду о своём отце, а Брайар пытается во что бы то ни стало спасти сына...

***

Романом «Костотряс» издательство «Фантастика» продолжило выпуск неформатных для российского рынка произведений. На сей раз перед нами стимпанк, причём весьма нашумевший: в 2010 году книга получила премию журнала «Локус» как лучший НФ-роман.

«Костотряс» — далеко не первый роман Черри Прист. Её карьера началась с трилогии о призраках, написанной в традициях южноамериканской готики, затем были и другие произведения, в том числе — в составе межавторского проекта «Дикие карты» Джорджа Мартина. Однако именно «Костотряс» сделал Прист знаменитой: куплены права на перевод романа во многих странах, издатели присматриваются и к другим частям серии. Кстати, и на русском должны выйти два следующих тома...

Самое удивительное во всём этом, что «Костотряс» ни в коей мере не относится к научной фантастике. То есть абсолютно. Стимпанк — это прежде всего антураж и атмосфера, но только от автора зависит, будет ли роман научно-фантастическим или фэнтезийным. Прист выбрала второе. В её романе по улицам заброшенных кварталов разгуливают зомби, ядовитое облако не способно преодолеть огораживающие заражённую часть города стены, а безрукой женщине некий доктор-умелец с лёгкостью приделывает механические — и весьма продвинутые — протезы. Второй нюанс, о котором следует помнить: «Костотряс» рассчитан на подростковую аудиторию, причём в основном женскую. Герои много и охотно рефлексируют на тему своих поступков, будущих и уже совершённых, — и в то же время много и со вкусом «приключаются» в атмосферных декорациях.

Итог: Добротный приключенческий роман, хорошо переведённый и отредактированный. Стимпанк — редкость в наших краях, и «Костотряс» интересен хотя бы как экзотическое блюдо на фоне «сточкерных» фастфудов.

Похожие произведения

Скотт Вестерфельд, цикл «Левиафан»

романы Майн Рида

Удачно

Неудачно

  • антуражность

  • сюжетная завершённость

  • некоторая предсказуемость

  • неспешность повествования

Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Robin Pack
№ 1
09.09.2013, 17:07
К научной-то фантастике как раз относится. НФ определяется не отсутствием «ляпов», а сознательным отказом от мистических, сверхъестественных объяснений в пользу материалистических. Роман полностью материалистический.
А вот насчёт «стимпанка» я б поспорил. Чем же всё-таки определяется стимпанк? Эпохой «примерно» XIX — начала XX века? Применением паровых технологий? Дирижаблями? Заявкой автора прямым текстом «Я пишу стимпанк»? Книга соответствует этим требованиям, но этого явно мало. Потому что перед нами — в чистом виде ПОСТАПОКАЛИПСИС с Зоной, зомби, сталкерами, противогазами. Всё отличие от «сталкерского» Чернобыля лишь в том, что дело происходит во время Гражданской войны в США. Которую нам, кстати, не покажут.

Скрытый текст - \"Занудство под катом\":
Итак, в результате безответственного эксперимента безумного учёного машина под названием «Костотряс» снесла пол-Сиэтла. Из дыры в земле начал бить неизвестный науке ядовитый газ Гниль, превращающий людей в зомби. Неизвестным науке способом. Заражённые районы, кишащие «трухляками», обносят гигантской стеной.

Однако, по причинам ещё более непонятным, люди не только не оставляют Сиэтл, но даже продолжают селиться за стеной, где воздух непригоден для жизни. Они с трудом выживают в подземельях, ходят в противогазах, каждый день рискуя быть съеденными толпой трухляков или превратиться в них. Для чего? Якобы добывая Гниль можно сказочно разбогатеть. Но зачем для этого там постоянно селиться? Разве шахтёры живут в шахте, а рыбаки — в море? И разве нет гораздо менее опасных способов разбогатеть? Тем более, по признанию героев, приспособить Гниль для чего-либо полезного крайне трудно, из неё получаются только скверные наркотики. Прист не удалось грамотно обосновать, как получился её постапокалипстический мир за Стеной, что там делают десятки людей, и это серьёзный промах номер раз.

Один из плюсов романа — простая и понятная мотивация главных героев. Зик хочет узнать правду и очистить от грязи имя отца, Брайар — вернуть этого оболтуса домой. Образ Брайар у Прист получился наиболее сильным: это сильная женщина средних лет, подобная Саре Коннор из «Терминатора» или Рипли из «Чужих». Та самая мама, которая за своё дитя согнёт в бараний рог любое чудовище. Причём в отличие от киногероинь, всё же не двужильная и не всесильная. Героине можно сопереживать, её цели понятны и близки каждому.

Галерея второстепенных персонажей подробно описана и по-своему симпатична, но вот с мотивацией у них беда. Так, совершенно непонятно, почему главным злодеем книги назначен доктор Миннерихт. Это потрясающе, но «злодей» не делает ничего злодейского на протяжении всей книги! Даже более того: он делает добро! Именно Миннерихту удаётся обустроить единственное нормальное, безопасное убежище за Стеной. Именно он создал единственное годное оружие против трухляков — Глушилку. Именно он сделал Люси механическую руку — больше никто на это не способен. Заметим, он даже не берёт за это денег, а лишь просит об ответной услуге.

И вот этого человека нам предлагают считать негодяем, заслуживающим участи, худшей, чем смерть? И вот этому человеку все платят злом и ненавистью? Черри Прист не сумела морально обосновать борьбу «свободных народов» с «тираном». Он выглядит неплохим человеком, а второстепенные герои — неблагодарными свиньями. И в этом серьёзный промах номер два.

Ну а серьёзный промах номер три — вечное провисание сюжета. Казалось бы, нас с самого начала манят тёмной тайной Левитикуса Блю, русского посла, Костотряса и Гнили. Кажется, вот-вот герои раскроют международный заговор, природную аномалию или великий обман, и из этого закрутится новый виток истории... Размечтались! На протяжении изрядной части романа герои бесцельно бегают по «Зоне», отбиваясь от трухляков и попадая в различные переделки. Их всё время спасают местные жители, которым, похоже, больше нечем заняться.

При всей кажущейся динамике, сюжет очень долго топчется на месте. Герои не продвигаются к своей цели, не открывают ничего нового. На середине книги они знают о Левитикусе и Костотрясе не больше, чем на первых страницах. Повторно сюжет начинает оживать с появлением доктора Миннерихта, но его хватает ненадолго. Увы, закрученная вокруг доктора таинственность оборачивается пшиком. А неожиданное откровение Брайар в финале с размаху ставит точку в истории, не оставляя надежды, что вся эта загадочность выстрелит в последующих книгах. Более того: всё, что было между первой и последней главами, не имело значения для основной интриги. Все блуждания по Зоне и бодания с Миннерихтом можно было выбросить, и финал бы не изменился.

История закончена, все тайны раскрыты, и ответы на вопросы оказались куда более прозаичными, чем мы ожидали. Это можно было бы назвать «возвращением к реальности», но какая, к дьяволу, реальность в книжке про зомби, волшебный газ и безумных учёных?
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться