Google+
ГРЕГ СТЭЙПЛЗ, ХУДОЖНИК Вселенная Бэтмена Звездные войны: Технологии «Star Wars» Космические пираты
Версия для печатирецензии: «Город и Город»

Чайна Мьевиль «Город и Город»

Оригинальное название: The City & The City * Детективная антиутопия * Вид книги: Роман * Издательства: Del Rey * Выход:  2009

Город и город

Сюжет: Многие века два города — Бещель и Уль-Кома — существовали на одной и той же территории. Перетекали один в другой, переплетались улицами, срастались домами. Разные языки, разные культуры — но единое стремление не-видеть тех, кто находится не в твоём городе. Не создавать бреши, не нарушать воображаемую целостность места, где живёшь. И вот Тьядор Борлу, инспектор из Отряда особо опасных преступлений, начинает расследовать убийство — и понимает, что оказался причастен к жуткой, древней тайне...

***

Не секрет, что центральный образ в творчестве Чайны Мьевиля — город, причём город причудливый и фантастический. Даже описывая свой родной Лондон, Мьевиль показывает нам изнаночный, фантасмагорический его вариант. И эти «Чайна-тауны» запоминаются надолго — даже если сами произведения писателя не лишены недостатков.

Роман с простым и интригующим названием «Город и город» — это типичная мьевилевская книга. Вместе с тем любителям причудливых урбанистических пейзажей в новом сеттинге будет неуютно: два города, Бещель и Уль-Кома, хороши скорее как идея — нет в них нью-кробюзонской красочности и сумасшедшинки, нет и пряной, манящей атмосферы Лондона из «Крысиного короля» и «Кракена».

Но идея, повторюсь, шикарна. Когда-то давно два города разделились, и с тех пор горожане вынуждены поддерживать такое размежевание. Причём поддерживать буквально: не замечая того, что происходит у них под боком, уворачиваясь от встречных прохожих и автомобилей, переступая через тех, кто в этот момент находится не в их городе. Звучит вычурно и надуманно, однако ситуация отыграна Мьевилем правдоподобно: он показывает в динамике, как живут и развиваются оба города в течение многих лет, создаёт местную мифологию, демонстрирует, как с помощью походки, одежды, жестов жители учатся с детства не нарушать запреты. Наконец, воссоздаёт некое подобие двух местных языков...

Бещель культурологически привязан к восточной Европе, Уль-Кома — к одной из исламских стран, но оба суть одно. И когда бещельский инспектор понимает, что ввязался в расследование убийства, связанного с обоими городами, — о, думаешь, какие конфликты вспыхнут, какие противоречия обнажатся!..

Но — к своему изумлению — по мере чтения я убедился, что имею дело с обычным, в общем-то, фантастическим детективом. В меру атмосферным, в меру динамичным — однако не претендующим на что-то большее. За рубежом «Город и город» сравнивали то с Кафкой, то с Оруэллом, но беда в том, что Мьевиль даже не пытается играть на их уровне. Использованное им фантастическое допущение вроде бы сулит читателю роман проблемный, социальный, — а в итоге не используется вовсе. Все хитрости, связанные с Бещелем, Уль-Комой и таинственной организацией «Брешь», которая устраняет разрывы-бреши между городами, — все они оказываются, по большому счёту, эквилибристикой, трюками. Антуражем, который не работает на идею произведения.

Вообще создаётся впечатление, что образ разделённых городов и основная интрига, связанная с убийством девушки, существуют независимо, как Бещель и Уль-Кома. Каждая линия разворачивается в сюжете отдельно от другой и, в принципе, с лёгкостью вычленяется. Как только понимаешь это, видишь и другое: по сути, Мьевиль пишет свою версию конспирологической фантазии вроде «Маятника Фуко». Согласитесь, через тридцать лет после того, как это сделал Умберто Эко, читатель вправе ожидать чего-то более оригинального.

Поклонников Мьевиля хочется успокоить: после этого романа Чайна написал уже известного нам «Кракена» — книгу значительно более сильную. А затем последовали «Посольский город» и «Рельсовое море», которые читатели хвалят почти единогласно.

А ещё нужно приготовиться к одному нюансу. Русский перевод романа (уж не для большего ли погружения в материал?) напоминает милицейский протокол: он полон канцелярита, оборотов наподобие «когда она расслабится в смерти, мы узнаем её лучше» и так далее. Да, «Город и город» — не лучшая книга Мьевиля, но зачем же с ней так?..

Итог: Читается роман не без интереса. Мир прописан довольно любопытный, сюжет то и дело совершает неожиданные повороты, герои ведут себя в рамках назначенных ролей... В конце концов, отчего бы господину Мьевилю и не развлечь благородных донов просто занимательной историей?

Похожие произведения

Умберто Эко «Маятник Фуко»

Джордж Оруэлл «1984»

СТРАННОСТИ НАГРАДНОГО МИРА

Как ни странно, именно «Город и город» — самое премированное произведение Чайны Мьевиля. Всемирная премия фэнтези, Премия Британской ассоциации научной фантастики, Премия Артура Кларка, «Локус», «Хьюго», даже польская премия SFinks за лучший зарубежный роман...

Цитата

После мгновений смятения, когда, должно быть, на ум к ним явилась мысль о попытке удрать, но была преодолена, пятеро человек, находившихся в доме, собрались на кухне, где сидели, не глядя на нас, на шатких стульях, куда усадил их Дхатт.

Удачно

Неудачно

  • динамичный сюжет

  • запоминающиеся локации и образы

  • персонажи-функции

  • вялая интрига

  • посредственный перевод

Оценка МФ
7
Комментарии к рецензии
Для написания комментария к статье необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на форуме, после чего - перейти на сайт
Механик
№ 1
02.07.2014, 23:20
Казалось бы, при чём здесь Ампридатвир... ^^
Новый номер
В ПРОДАЖЕ С
24 ноября 2015
ноябрь октябрь
МФ Опрос
[последний опрос] Что вы делаете на этом старом сайте?
наши издания

Mobi.ru - экспертный сайт о цифровой технике
www.Mobi.ru

Сайт журнала «Мир фантастики» — крупнейшего периодического издания в России, посвященного фэнтези и фантастике во всех проявлениях.

© 1997-2013 ООО «Игромедиа».
Воспроизведение материалов с данного сайта возможно с разрешения редакции Сайт оптимизирован под разрешение 1024х768.
Поиск Войти Зарегистрироваться